Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет Восточный факультет Рецензия на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика», Кафедра истории стран Дальнего Востока Мамонтовой Александры Павловны «Аукционная торговля предметами искусства и антиквариатом в Китае на примере Beijing Poly International Auction (2005-2115)» Работа А.П. МАМОНТОВОЙ посвящена важной и актуальной теме. В ней раскрыта проблема функционирования рынка произведений искусства и антиквариата в Китае, одним из условий которого является поиск своей ниши в мировом товарном рынке. Тема раскрыта на материале case study одного из крупнейших аукционных домов в Китае, в последнее время получившего статус международного бренда. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, снабжена списком основных использованных источников и литературы на русском, английском и китайском языках, 9 приложениями. В ней методически правильно определены специфические особенности процессов на мировом рынке искусства, а именно, в особом сегменте – торговле произведениями китайского искусства и антиквариатом; обобщен большой фактический материал о художественном рынке в Китае в 2010-е годы. Следует отметить, что А.П. МАМОНТОВА опирается в своем исследовании на специальные экономические, социологические культурологические, работы, но также привлекает оперативные материалы аукционистов и аналитиков арт-рынка относительно появления и развития в Китае нового феномена – аукционных домов, специализирующихся на китайском искусстве. Основной массив информации получен автором из специальных китайских периодических источников, с привлечением трудов на английском языке. Это позволяет автору убедительно показать основные направления экономических и искусствоведческих исканий исследователей в начале XXI вв., выявить критические моменты товарного обращения предметов китайского искусства и антиквариата, а также китайского художественного рынка. Новизна работы состоит также в том, что, последовательно рассматривая особенности адаптации системы аукционной торговли предметами искусства и антиквариатов к условиям Китая, А.П. МАМОНТОВА показывает, как формируются современный рынок искусства, осваивается культурное пространство, организуется сеть аукционных домов, создаётся индустрия аукционной торговли в Китае. Избранный автором ракурс – исследование практик, характерных для Beijing Poly International Auction как холдинга с государственным участием, в организации поведения участников процесса продвижения современного китайского искусства – представляется интересным, малоизученным и перспективным с точки зрения налаживания социальной коммуникации и регулирования международного рынка и культурных обменов. Автор выбрала метод экономико-статистического исследования, продемонстрировав его информативность. Методы исторического описания и теоретико-экономического анализа использованы автором для изучения истории развития международного рынка торговли произведениями искусства и антиквариатом, специфики процесса становления индустрии аукционной торговли в Китае в условиях экономических реформ, что позволяет выявить особенности формирования современного художественного рынка в Китае, принципы выделения товарных сегментов, условия организации аукционной торговли предметами искусства и антиквариатом, востребованность элитарного культурного контекста как в Китае, так и за рубежом. Работа не лишена недостатков. К сожалению, автор ограничился изучением одного сегмента рынка посреднических организаций - лидера, ранее обозначив интернациональные аспекты данной темы в условиях Санкт-Петербурга. Укажу также на некоторую обрывочность изложения. Не все обозначенные темы нашли развитие в тексте работы (в частности, феномен семейного бизнеса, различия китайского и иностранного арт-дилерства, провенанс предметов, соотношение спроса на европейское и китайское искусство в Китае и за рубежом, др.). Эти сюжеты, как и выявленные А.П. МАМОНТОВОЙ отдельные особенности ведения арт-бизнеса в Китае в условиях «культурной экономики» также могут стать перспективным направлением дальнейшего исследования. Работа А.П. МАМОНТОВОЙ наглядно демонстрирует важность социо-экономического, этнографического, искусствоведческого исследования современного Китая, где внутренний рынок коллекционеров в последние годы значительно вырос. Особо отметим стиль автора, которой удалось лаконично, но наглядно характеризовать особенности экономических процессов на арт-рынке Китае. Изучение потенциала аукционной торговли предметами искусства и антиквариатом в разных районах Китая является актуальным. Выводы и положения работы, безусловно, имеют не только теоретическое, но и прикладное значение. Они связаны как с теоретическими поисками, так и с перспективным планированием рынка торговли произведениями китайского искусства и антиквариатом как в Китае, так и за его пределами. В целом, работа А.П. МАМОНТОВОЙ представляет собою самостоятельное исследование на актуальную тему, выполненное с использованием современных методов сбора и анализа данных. Автор продемонстрировала знание основной теоретической литературы и источников данных по изучаемой теме, владение навыками исследовательской работы. Представленная к защите работа А.П. МАМОНТОВОЙ полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению 030800 «Востоковедение и африканистика» и заслуживает, несомненно, заслуживает высокой положительной оценки – «отлично». Было бы целесообразно опубликовать отдельные фрагменты работы. Кандидат исторических наук Старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Соболева Елена Станиславовна 31.05.2016