ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Валерии Сергеевны Модестовой «Взаимодействие текстовых и фотографических материалов на страницах периодических развлекательных изданий» Работа В. С. Модестовой посвящена изучению проблемы взаимодействия вербальных и невербальных (фотографических) материалов в периодических развлекательных изданиях. Автор видит это взаимодействие как объект своего исследования. Предметом исследования являются способы передачи информации в процессе этого взаимодействия. Работа выполнена на основе изучения материалов глянцевых периодических изданий «GQ» и «Esquire» за период с 2010 по 2016 год. Автор поставил перед собой цель – выявить и проанализировать взаимодействие текстовых и визуальных материалов на страницах «GQ» и «Esquire». К достижению поставленной цели, по мнению автора, ведёт решение следующих задач: определить, какие виды фотографий существуют в настоящее время и каковы их функции; рассмотреть основные типы взаимодействия текстовых и фотографических материалов; вычленить и проанализировать жанры фотографии, которые наиболее популярны сейчас в развлекательных изданиях. Отметим некоторое, на наш взгляд, несоответствие между обозначенной в заглавии темой исследования и характером поставленных задач. Работа хорошо структурирована, состоит из двух глав. В первой главе «Фотографические материалы и их использование в периодических изданиях» автор анализирует функциональные особенности таких жанров фотожурналистики, как фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотозарисовка, фотоочерк, фотомонтаж. Причем автор вслед за Н. И. Вороном выделяет несколько видов фотозаметок: некомментированная, комментированная и развернутая фотозаметка. Говоря о взаимодействии фотографических материалов и журналистского текста, автор исходит из того, что «взаимодействие текстовой информации с иллюстрациями и фотографиями… зависит от формата и специфики данного издания». Анализируя различные концепции взаимоотношения фотографии и вербального компонента, В. С. Модестова уделяет внимание работам таких авторов, как Б. Карварис, М. Б. Ворошилова, С. И. Галкин, А. Л. Свитич. Автор считает принципиально важным обратить внимание на процессы конвергенции в сфере журналистики. Особенности использование различных жанров фотожурналистики в глянцевых развлекательных журналах обусловлены тем, что журналистский текст в изданиях данного типа, считает автор, играет второстепенную роль, содержательная основа «формируется преимущественно за счёт визуальных образов, то есть за счёт фотографий и иллюстраций». Автор установил, что «наиболее популярными и часто используемыми жанрами фотожурналистики, которые используются в глянцевых периодических изданиях являются фоторепортаж, фотоочерк, фотозарисовка», причем особенности данных жанров в указанных изданиях представлены автором с учетом специфики аудитории и концепции издания. В начале второй главы «Фотографические и текстовые материалы в развлекательных периодических изданиях» автор говорит о специфике развлекательных периодических изданий, отмечая такие их особенности, как пропаганда определенного образа жизни и соответствующего ему стиля, аполитичность, красочность, простота изложения информации, большое количество рекламных материалов, ироническая тональность изложения, лёгкость повествования и простота подачи материала, склонность к цитированию известных и преуспевающих личностей. Автор последовательно анализирует фотографические материалы журналов «Esquire» и «GQ». Автор приходит к выводу, что в журнале «Esquire» затрагиваются очень серьёзные, сложные темы, читателю представляются острые социальные проблемы, что отличает его от других развлекательных изданий. Авторы анализируют и критикуют действия власти. Журнала отдаёт предпочтение фотозарисовкам, в которых фотографии подобраны по принципу аллюзии, рассчитаны на ассоциативное мышление, что побуждает аудиторию думать и анализировать. Фотографические материалы корректно дополняют текст и не доминируют над текстовой информацией. Из журналистских жанров доминирует интервью. Часто встречаются фотоочерки, созданные знаменитыми фотографами, не являющимися сотрудниками журнала. В журнале «GQ» доминируют портретные фотоочерки, а также фотозаметки, сообщающие факты. Наблюдается склонность к конвергенции фотографических жанров. Здесь реже поднимаются серьёзные темы. Журнал характеризуется особенностями, свойственными большинству глянцевых развлекательных изданий. Из журналистских жанров также доминирует интервью, но его позиции в последнее время теснят аналитические жанры, прежде всего обзорная статья. К сожалению автор в ходе исследования идет по пути комментирования отдельных текстов без предварительно проведенной типологизации, классификации. К недостаткам исследования следует также отнести незнание автором специальной литературы по поликодовому (креолизованному) тексту, где как раз и анализируется проблема взаимодействия вербального и невербального компонента текста. Имеются технические недочеты. В названиях глав в тексте работы написано «перЕодический» и название второй главы в тексте не соответствует названию второй главы в разделе «Содержание». Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания отдельных дисциплин на факультетах журналистики. В целом выпускная квалификационная работа В. С. Модестовой «Взаимодействие текстовых и фотографических материалов на страницах периодических развлекательных изданий» отвечает предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Профессор кафедры речевой коммуникации доктор филологических наук В. И. Коньков 20 мая 2016 года