РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Е. Крицкой "Влияние новых медиатехнологий на формирование музыкального вкуса" Орлова В.С. (доцент СПбГУ, PhD) Выпускная квалификационная работа Е. Крицкой "Влияние новых медиатехнологий на формирование музыкального вкуса" обладает рядом важных и интересных достоинств. Начнём с того, что Крицкая берётся за трудную, практически не представленную в нашей стране научную проблему -- касательно взаимосвязи уровня интеллекта и музыкального вкуса -- существующую в рамках музыковедческого направления music & science, опять же, не представленного в нашей стране. Здесь работа демонстрирует ряд несомненных достижений защищающегося: Крицкая самостоятельно изучила проблематику музыкального вкуса, представленную в исследованиях западных и отечественных учёных, а также внятно и точно изложила концепцию слушателей Т. Адорно. На основе данного рассмотрения, во 2 главе, ею представлено её собственное исследование в рамках данной темы -- а именно, попытка изучения влияния музыки на вкус индивида, выявление, по словам Критской, того, "насколько качественно в современных условиях сформирован музыкальный вкус сегодняшнего слушателя". В числе поставленных тем наличествовала и влияние гаджетов и музыки, распространяемой через социальные сети, на музыкальный вкус испытуемых. В конечном итоге, Крицкую интересовал вопрос, к какому типу слушателя данные испытуемые себя причисляют и каким образом данные типы формируются в пространстве сегодняшней культуры. Разумеется, большое число испытуемых (немного не достающее трёхсот, как утверждает автор работы), очевидно, в значительной степени усложнило и притормозило работу исследователя -- результаты деятельности которой рецензенту знакомы и из других работ Крицкой, представленных в процессе её обучения на нашем факультете. Так, в работе -- на взгляд рецензента -- ощущается настоятельная необходимость расширить рамки исследования с целью включения дополнительных методов исследования, а также уточнения уже представленных. Здесь, в рамках её работы, Крицкая провела опрос среди испытуемых, изобличающий состояние сегодняшнего музыкального вкуса или, как пишет Евгения Крицкая, "состояние музыкальной культуры личности на сегодняшний день". Здесь, безусловно, требуется не только само-анализ испытуемых, их анкетные данные, но и сторонний, внешний анализ их профессионального и общекультурного бэкграунда (иными словами, насколько можно верить тому, что они говорят о себе). Требуется, на наш взгляд, и уточнение теоретических предпосылок автора работы -- активно ссылающегося на концепцию Адорно -- поскольку на сегодняшний день в музыкознании -- особенно в англоязычном -- уже осуществлён ряд значительных исследовательских уточнений, а сами представители адорнианского течения уже разбились на дополнительные группы и школы (что ежегодно обсуждается в рамках конференции Американского музыковедческого общества); так, игнорировать данный материал, как мне кажется, является не уместным в работе Крицкой. Наконец, в работе практически не представлен сравнительно-методологический аспект исследуемой проблемы, а именно, какие исследования западных исследователей (в дополнение к отечественным) ставят аналогичные вопросы и как их решают. Недостаточность обобщения -- осознания, куда же ведут выводы данной работы, и в каком дисциплинарном пространстве, какой области музыковедения или другой науки, они были бы релевантны -- особенно ощущается во второй главе работы, формулирующей выводы, представленные в исследовании. Несмотря на указанные замечания, я всё равно хотел бы подчеркнуть ценность многих наблюдений начинающего исследования, а также сложность и "первопроходность" темы, рассматриваемой ею. Несмотря на очевидную недостаточность формата выпускной квалификационной работы для данной темы -- как и времени, отведённого на её написание, -- у данной работы вполне возможно продолжение -- если автор возьмётся за развитие и дальнейшую разработку своего исследования. Учитывая способность автора изучать работы на английском языке, а также самостоятельно проводить анкетирование и опросы, я считаю, что данная ВКР представляет определённую ценность в рамках нашей дисциплины -- даже несмотря на недостаточный объём работы Крицкой. (Здесь хотелось бы заметить, что в других странах и университетах строгие требования объёма иногда нарушаются как раз в таких случаях -- когда в работе представлен анализ числовых данных -- поскольку изложение подобных данных как раз не занимает много объёма, но затрачивает бездну времени для исследователя.) Так, я считаю, что работа заслуживает рассмотрения на настоящей защите и хорошей оценки (на усмотрение комиссии).