Рецензия на выпускную квалификационную работу Ременяк Инны Витальевны на тему «Современные методы продвижения в сфере музейной деятельности (на примере Государственного Русского музея)» Дипломная работа И.В.Ременяк исследует пока недостаточно разработанную в отечественной теории и практике проблематику — продвижение социокультурной деятельности музея в интернет-cреде. Автор работы начинает свое исследование с рассмотрения содержания музейного дела, осуществляет обзор различных классификаций музеев, их функций, а также анализирует сущность двух концептуальных направлений музейной деятельности – т.н. «музейной социологии», в рамках которой изучаются различные категории посетителей музеев в зависимости от их предпочтений и других характеристик, и направление «коммуникационного подхода», включающего в себя инструментарий теории коммуникации. На фоне возрастания конкуренции культурных учреждений монолог музея сменяется диалогом с посетителем. Возникает необходимость поиска новых способов взаимодействия с аудиторией. В итоге автор, базируясь на исследованиях отечественных ученых, выделяет современные модели музейной коммуникации: познавательную, эстетическую, знаковую, диалоговую. Особое внимание в первой главе работы уделяется коммуникационным стратегиям, определяющим способы и каналы взаимодействия с общественностью и обеспечивающим успешное функционирование музея. Показателем того, что музей эффективно работает с целевыми группами общественности, может стать наличие бренда. Автор особо подчеркивает значимость корпоративного бренда, который может играть роль побуждающей или поддерживающей основы для музейного продукта. Во второй главе дипломного исследования основное внимание акцентируется на новых методах продвижения музея как социокультурного феномена, к разряду которых относятся специальные события - интерактивные выставки, фестивали, обучающие программы, в том числе т.н. геймификация и т.д. Автор особо подчеркивает, что в настоящее время в рекламе и маркетинге наблюдается тренд использования большого количества форм медиа для взаимодействия с аудиторией, отсюда мультимедийные технологии необходимо продуманно интегрировать в коммуникационные проекты. Дизайн мультимедиа – это искусство совмещения большого количества форм медиа: веб-сайтов, видео-игр, множества интерактивных приложений и т.д. Наиболее эффективен дизайн в интернете, где есть возможность создания страниц с комбинацией аудио, анимации и текста. В этом отношении возможности научные музеев, музейно-информационные центров колоссальны, поскольку эти объекты могут с успехом использовать интерактивные инсталляции как формат музейной экспозиции, технологию Kinect, видеомэппинг и другие средства. Заканчивается глава обзором рекламных технологий, эффективно применяемых Русским музеем, в том числе веб-сайта, видеоинсталляций, интерактивных приложений и др. В целом можно констатировать, что цель, поставленная в дипломной работе, достигнута, а задачи решены. В качестве замечаний следует указать: 1. На с.4 текста работы автор отмечает: «Вопросов изучения музея как социального института, трансформации культурной сферы коснулись такие зарубежные и отечественные авторы как: Д. Белл, М. Кастельс, А.Турен». Не умаляя колоссального вклада указанных ученых в разработку проблем трансформации культурной составляющей в условиях информационного общества, следует отметить, что собственно к музейной сфере их работы имеют очень отдаленное отношение. 2. Вызывает некоторое сомнение содержание и логика изложения материала второго параграфа первой главы «Потребители музейных услуг, специфика интегрированных маркетинговых коммуникаций в сфере культуры». Представляется неоправданным объединение в одном параграфе достаточно сложных и разноуровневых предметов исследования – целевых аудиторий и комплекса ИМК. Каждый из обозначенных предметов заслуживает специального рассмотрения. Вообще изложение этого параграфа выглядит весьма хаотично: описываются и потребители музейных услуг, и составляющие интегрированных маркетинговых коммуникаций, и структурные подразделения коммуникативных служб, и роль рекламы в продвижении музея. 3. В работе отсутствуют выводы по главам, что не дает возможность отследить промежуточные результаты исследования. Вместе с тем указанные недостатки не умаляют общих достоинств ВКР. Дипломная работа Ременяк Инны Витальевны «Современные методы продвижения в сфере музейной деятельности (на примере Государственного Русского музея)» производит весьма благоприятное впечатление, соответствует всем требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент, д.полит.н., проф. Ачкасова В.А.