РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Богдана Вячеславовича Малюты «PR и рекламные технологии в электоральной кампании (на примере парламентских выборов в Киргизии 2015г.)» Выпускная квалификационная работа Богдана Вячеславовича Малюты посвящена исследованию основных коммуникационных технологий, применяемых в электоральной кампании. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как проведение выборов в постсоветских странах, безусловно, требует серьезного изучения, особенно в плане применения рекламных и PR-технологий. Поставив перед собой цель – провести комплексный анализ использования рекламных и PR-технологий, применяемых киргизскими партиями в рамках электоральной борьбы, Б.В.Малюта сформулировал ряд задач, которые вполне успешно решил в ходе проведенного исследования. В первой главе выпускного сочинения представлено подробное описание рекламных и PR-технологий, применяемых в периоды избирательных кампаний, разграничены методы ведения предвыборных и избирательных кампаний, определены наиболее популярные методы манипулирования сознанием электората, охарактеризованы способы построения имиджа кандидата на выборную должность, определены возможности представления информационных материалов в сети интернет: на сайтах политических партий, в блогах, видеохостингах, в социальных сетях, на веб-форумах и других площадках. Во второй главе основное внимание автор уделил анализу избирательной кампании на парламентских выборах в Киргизии 2015 года. Было охарактеризовано электоральное пространство современной Киргизии, описаны особенности предыдущих парламентских выборов 2010 г., с помощью методов интервью и сравнительно-описательного метода проанализированы программы 14 политических партий, принявших участие в выборах 2015 г., представлена специфика применения рекламных и PR-технологий в ходе избирательной кампании в парламент Киргизии. Проведенное исследование позволило автору ВКР сделать вывод о том, что именно благодаря активной работе с современными средствами массовой коммуникации победу на парламентских выборах смогли одержать молодые политики, пользующиеся поддержкой активных пользователей интернета. Оценивая ВКР Б.В.Малюты, безусловно, положительно, необходимо сделать ряд замечаний: 1.Наиболее заметным концептуальным недостатком рецензируемой работы является недостаточно полное описание рекламных и PR-технологий, которые используются в современных избирательных кампаниях. Из-за этого в первой главе ВРК из всех видов политической рекламы внимание уделяется лишь интернет-рекламе, а из всех PR-технологий автор слишком большое внимание уделяет технологиям формирования политического имиджа. Остальные технологии упоминаются либо вскользь, либо совсем не упоминаются. 2. Следующее замечание относится к практической части работы и непосредственно вытекает из недостатков классификации рекламных и PR-технологий в первой главе. В частности, во второй главе практически не описаны рекламные технологии и не используются графические иллюстрации. Оговоримся, что автор приводит примеры слоганов и коротких рекламных обращений, но, на наш взгляд, полное пренебрежение иллюстративными материалами выглядит непростительной оплошностью. 3. Вызывает сомнение удачность формулировки параграфа 1.2. «СМК как инструмент воздействия рекламных и PR-технологий на электоральное поведение». СМК, скорее, является каналом распространения, а не инструментом воздействия рекламных и PR-технологий. 4. Отсутствуют выводы по главам. 5. В заключении, к сожалению, присутствуют дословные повторы целых фрагментов текста, с теми же примерами, из параграфа 1.1. (ср. с. 74 и с.11). Высказанные замечания не являются принципиальными и в целом не влияют на общее положительное впечатление от работы. Выпускная квалификационная работа Б.В. Малюты представляет собой законченное самостоятельное исследование актуальной проблемы в сфере рекламы и связей с общественностью. Работа хорошо структурирована, характеризуется логичностью изложения материала, написана в научном стиле, в целом отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Рецензент – кандидат филологических наук, доцент Балахонская Л.В. кафедры связей с общественностью в бизнесе 19.05.2016 г.