ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу бакалавра 4 курса кафедры компьютерных технологий и систем Мартынова Родиона Сергеевича «Задача управления движением двухкорпусного судна с малой площадью ватерлинии в условиях волнения» Выпускная квалификационная работа Мартынова Р.С. посвящена задаче синтеза управления движением судна специального типа – двухкорпусного судна с малой площадью ватерлинии (в англоязычном варианте SWATH). Суда рассматриваемого типа обладают улучшенными характеристиками поведения на волнении в сравнении с обычными однокорпусными судами и катамаранами (уменьшение качки), а также рядом других привлекательных свойств, что обуславливает значительный интерес к вопросам их конструирования и использования со стороны судостроителей. На данный момент построено достаточно большое количество судов подобного типа, однако сложность их конструкции и поведения приводит к тому, что достаточно полное формализованное математическое описание для них отсутствует, что объясняется, в первую очередь, сложностью такого описания и его существенной зависимостью от особенностей конструкции элементов конкретного судна и текущих условий. В результате, для решения различных вопросов моделирования и управления такими судами необходимо использовать специфические подходы, учитывающие их особенности. Таким образом, актуальность и важность выбранного направления исследований не вызывает сомнений. Работа имеет прикладной характер и лежит в русле направления, развиваемого в задачах, решаемых на кафедре компьютерных технологий и систем факультета ПМ-ПУ. Перед автором была поставлена задача о построении закона управления в ситуации, которая является наиболее проблемной для судов такого типа ¬ - в условиях волнения, оказывающего воздействие на движение в продольной плоскости и способного вызвать потерю устойчивости такого движения. В процессе работы автором были изучены особенности судов рассматриваемого типа, проведен анализ представленных в научной литературе математических моделей, выявлена необходимость учета вариаций параметров модели при управлении. В соответствии с результатами анализа, для синтеза управления автором использованы подходы, изначально ориентированные на обеспечение робастной устойчивости и робастного качества замкнутой системы. На основании существующих подходов -синтеза и -синтеза автором предложена и реализована вычислительная схема для синтеза регулятора, обеспечивающего требуемые динамические процессы в условиях волнения и с учетом вариации параметров исходной MIMO LTI-модели объекта. Для проведения численного моделирования в работе использованы средства среды MATLAB, с помощью которых проведены численные эксперименты, иллюстрирующие особенности поведения рассматриваемых объектов и успешность применения использованного подхода на примере конкретных моделей движения судов. Поставленную в работе задачу Мартынов Р.С. успешно выполнил. В ходе работы Мартынов Р.С. проявил дисциплинированность и трудолюбие, интерес к содержательной стороне изучаемой проблемы, целеустремленность, показал хороший уровень подготовки, полученной на факультете. На основании вышеизложенного, считаю, что выпускная квалификационная работа Мартынова Р.С. заслуживает оценки «отлично», а сам Мартынов Р.С. – присвоения квалификации бакалавр и рекомендации для поступления в магистратуру. 13 мая 2016 г. Научный руководитель к.ф.-м.н., доцент кафедры КТС Жабко Н.А.