Отзыв официального оппонента на выпускную квалификационную работу Заливухиной Анастасии Витальевны «ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ РЕПОРТАЖЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ» НА КАНАЛЕ ТВЦ)», бакалавриат, направление «Журналистика», очное обучение Дипломное сочинение Анастасии Витальевны Заливухиной выполнено на качественном уровне. Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Во-первых, специальные репортажи на телеканалах сегодня смотрят все, так как это один из самых информационно и изобразительно насыщенных форматов, как справедливо указывает студентка. Кроме того, среди жанров тележурналистики, спецрепортаж – наиболее динамичный жанр, он постоянно эволюционирует «из дополнения к выпуску новостей в самостоятельные цикловые рамки или целые фильмы» (С. №3). И в-третьих, спецрепортаж во многом обеспечивает конкурентоспособность каналов и высокие рейтинги. Анастасия Витальевна обращается к вопросам информационно-психологического воздействия спецрепортажа, следовательно, с помощью анализа восприятия репортажа телезрителями, пытается решить сложную задачу создания (и корректировки) определенного эмоционально-психологического настроя у аудитории. Студентка анализирует, какие приемы и способы создания исследуемого ею жанра могут помочь понять публике то, что не попадает в кадр (идея произведения, функция смысла и содержания). В работе есть прямые указания на то, что в каждом журналистском произведении ставится помимо информативной и иная, иногда сверхзадача. С точки зрения психологического воздействия такой сверхзадачей может стать активность зрителя, направленная на изменение своего бытия, пробуждение определенных позитивных чувств. Без ощущения уверенности, без настроя, без веры в то, что цель достижима, ни к одному сколько-нибудь сложному действию человек не приложит стараний. Об этом говорят талантливые репортеры в своих материалах (глава 2). А. Заливухина показывает, как на данные процессы миропонимания влияет драматургия произведения, в частности, репортажа. Таким образом, появляется анализ не только произведений, но личности самих авторов. Структура работы логична и подчинена задачам исследования. В квалификационной работе верно определена цель – выявление наиболее эффективного драматургического решения с точки зрения воздействия на зрителя. В тексте ВКР четко прослеживается новизна: студентка провела не одно самостоятельное исследование анализа реакции аудитории на драматургические особенности специального репортажа. Подобные исследования проводились ранее по различным поводам и заказам, однако драматургические особенности репортажа с позиции оценивания телезрителями, по мнению рецензента, в научных разработках не встречались. На этот факт указывает и список литературы, а также представленная во введении научно-теоретическая база исследования (обзор трудов А.Г. Соколова, В.Л. Цвика, А. А. Пронина, Г. Н. Петрова, Г.В. Кузнецова, Е. П. Прохорова и др.). В качестве эмпирического материала А.В. Заливухина отобрала работы репортеров Веры Кузьминой, Петра Любимова и Ольги Оксенич, отражающих наиболее острые и востребованные зрителем и временем темы. В тексте проанализировано 9 специальных репортажей, хронометражем от 26 минут и выше, однако по контексту понятно, что отсмотрено намного (в разы) больше. Работа состоит из введения, двух последовательных глав, заключения, списка литературы, приложений, которые выполняют функцию отдельного полноценного материала в качестве демонстрации результатов исследований. В первой главе «Роль драматургии в специальном репортаже» даются основные научные дефиниции драматургии, теоретические понятия, раскрывающие сущность создания специального репортажа и понимания логики автора. Во второй главе «Драматургическое решение как эффективный способ воздействия на аудиторию (на примере материалов трех авторов цикла «Специальный репортаж» канала «ТВЦ»)» автор опубликовывает результаты социально-психологических исследований, проведенных для определения уровня воздействия на аудиторию, во втором параграфе (2.2) делается попытка выявления структуры и основных элементы удачного драматургического решения; автор приходит к указанным выводам с помощью методов фокус-группы, анкетирования, опроса, экспертного интервью. Необходимо отметить, что попытка оказалась удачной. В заключении даются выводы. Автор совершенно справедливо отмечает: где журналист неточно или непрофессионально использует собранный материал, не уделяет внимания компоновке сведений, или же специальный репортаж не отличается глубиной погружения в проблему, в таких материалах выявляются не только профессиональные погрешности тележурналиста, но и несостоятельность его гражданской позиции. Напротив, эффективные приемы решают серьезные мировоззренческие задачи журналистики – патриотический настрой, просветительная функция, пути решения внутренних и внешних конфликтов. Гипотезы, выдвигаемые во введении, подтверждаются данными опросов и фокус-групп, которые проводила студентка после показа спецрепортажей (по три репортажа каждого автора были показаны зрителям с целью выявления их мнения и настроя). Автор апробировал методику социально-психологического изучения общественного мнения применительно к драматургии репортажа. Задачи, поставленные в начале работы, успешно решены: определена роль драматургии в специальном репортаже; выявлены особенности драматургического решения автора программы «Специальный репортаж» в цикловом решении; проанализирована и описана реакция аудитории на просмотр специальных репортажей; показано, какое драматургическое решение наиболее удачно для воздействия на зрителя. Дипломное сочинение представляет собой самостоятельное исследование. По поводу вопроса о заимствованиях: по данным системы Blackboard СПбГУ заимствования составляют 13 %. Анализ текстуальных совпадений показал, что они носят технический характер (даты, названия источников, учреждений, адреса в Интернете), Исследование свидетельствует о личном вкладе автора в теорию и практику журналистики. В качестве замечаний следует отметить: Автор не всегда корректно анализирует терминологию в первой, теоретической главе. В начале квалификационной работы А. Заливухина пишет, что «под информационно - психологическим воздействием следует понимать метод манипуляции…» (С. 3), ссылаясь на исследователя А. Фарину. Такое утверждение является логической ошибкой, так как сам по себе прием манипулирования является видом воздействия. Автора оправдывает тот факт, что утверждение является цитатой. Однако в последние годы вышло довольно много обновленной литературы по данному вопросу, в том числе написанной преподавателями Института ВШжиМК. Возможно, работу украсило более подробное описание личности авторов. Это помогло бы понять, почему именно автор использует тот или иной драматургический прием. Замечания носят форму пожеланий. Выводы. Выпускная квалификационная работа студентки А.В. Заливухиной полностью соответствует требованиям ВКР. При условии успешной публичной защиты рецензент рекомендует высокую положительную оценку («отлично»), а фрагменты ВКР – к публикации. Рекомендуется также продолжить работу над данной темой в магистратуре. А.Н. Гришанина доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «ВШЖиМК» СПбГУ, кандидат филологических наук 19 мая 2016 г.