Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Зумрад Кубанычбековны Ильмековой «Магический реализм в современной российской прозе (повесть “Паразиты”)» Над своей выпускной квалификационной работой (говоря по старинке, магистерской диссертацией) Зумрад Кубанычбековна Ильмекова работала самостоятельно (при этом поддерживая необходимую связь с научным руководителем). Как принято в работах данного направления, текст состоит из художественного произведения, написанного самой Зумрад Кубанычбековной, комментариев к нему и теоретического рассуждения, касающегося ключевых творческих и теоретико-литературных проблем, имеющих отношение к произведению. Зумрад Кубанычбековна предпочла посвятить теоретическое рассуждение проблематике магического реализма. Одно время магический реализм понимался читателями и критиками как почти что личное имя практически уникального литературного явления, центром и даже практически единственной областью распространения которого была латиноамериканская проза периода так называемого бума, да и та далеко не вся: произведения Карпентьера, родоначальника термина, Астуриаса, Рульфо, Гарсиа Маркеса, Роа Бастоса и, может быть, еще нескольких авторов. Все, что за пределами этого — некоторые аналогии магического реализма и то редкие. Но в последние десятилетия магический реализм все больше осознается как некий жанр, или, точнее говоря, как некий способ создания реальности художественного текста, который, при соблюдении определенных правил, возможен в любой литературе как минимум 20 и 21 века. Но такое понимание требует объяснения того, что же для этого необходимо. Соответствующей проблематике и посвящена теоретическая часть работы Зумрад Кубанычбековны. «Магический реализм, - пишет она (с. 7 работы) предполагает интеграцию магических или мистических элементов в реалистичную обстановку», при этом стираются «границы между обычным и необычным». Это «позволяет авторам наполнить повествовательные тексты символической глубиной и исследовать сложные темы с помощью фантастических элементов». Основное внимание уделяется разбору конкретных произведений, написанных в стратегии магического реализма на русском языке и в последнее время. Для наиболее глубокого и полного описания интересующего ее явления автор работы обращается к понятию архетипов. Архетипы рассматриваются здесь не в узком и классическом юнгианском понимании, а так, как о них обычно говорят в современной критике. Практическая часть работы — повесть «Паразиты», написанная Зумрад Кубанычбековной. Обсуждая свой художественный текст в предисловии, автор особенное внимание уделяет тому, как последовательно и развернуто реализуется в художественном тексте тема паразитизма, как она варьируется от главы к главе, проходя через разные характеры, социальные явления и повествовательные конструкции. Стоит отметить то место (с. 22 работы), где прямо утверждаются мифопоэтические соответствия героев повести универсальным ролям, обозначаемым именами древнегреческих божеств. Выпускная квалификационная работа Зумрад Кубанычбековны Ильмековой соответствует предъявляемым требованиям и, на мой пристрастный взгляд научного руководителя, заслуживает высокой оценки. Доцент СПбГУ Федор Никитич Двинятин