ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающегося(-ейся) 2 курса основной образовательной программы магистратуры СПбГУ __Петрова Ивана Александровича по направлению 41.04.05 Международные отношения ________________________________________________________________ на тему: _______ Расширение БРИКС: новые возможности для укрепления многостороннего сотрудничества ___________________ 1. Оценка качества работы: № п. п. Критерии оценки (коды проверяемых компетенций согласно учебному плану) Баллы оценки: • отлично, A (5.0) • хорошо, B (4.5) • хорошо, C (4.0) • удовлетворительно, D (3.5) • удовлетворительно, E (3.0) • неудовлетворительно, F (0.0) Комментарии к оценке (обязательны для тех критериев, по которым есть замечания) 1. Актуальность проблематики (ОПК-4, ПКА-5) А (5.0) Тема работы, избранная И.А.Петровым для анализа в рамках магистерской ВКР, является, несомненно, важной и актуальной. Волна расширения БРИКС после Йоханнесбургского саммита, может серьезно изменить облик группы и задать новые векторы развития, исследование которых – важная и научная, и практическая задача. 2. Научная новизна (ОПК-4, ПКА-2, ПКА-3, ПКА-5, ПКА-6, ПКП-9, УК-6) С (4.0) Автор предпринял попытку сделать то, что до него еще не успели осуществить в научной литературе – выявить новые возможности для укрепления дву- и многостороннего сотрудничества как внутри группы БРИКС (после расширения), так и БРИКС с другими странами. К сожалению, эта попытка удалась не в полной мере. 3. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОПК-4, ПКА-2, ПКА-5, ПКА-6, ПКА-10, ПКП-9) B (4.5) Полагаю цель и задачи исследования взаимосвязанными, цель поставлена корректно. Возможно, стоило бы увеличить число исследовательских задач. 4. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (ПКА-2, ПКА-7, ПКП-4) С (4.0) Работа неплохо фундирована, хотя, на взгляд научного руководителя (это обсуждалось с автором ВКР), было бы важно увеличить число источников из стран БРИКС, а также не следовать слепо за источниками, а подвергать их научной критике. 5. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (ПКА-2, ПКА-7) С (4.0) В целом в работе имеется внушительный список литературы, который, однако, выиграл бы за счет его расширения и бОльшего обращения к трудам авторов из стран БРИКС. 6. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ПКА-2, ПКА-8, ПКА-10) В (4.5) 7. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОПК-7, ПКА-2, ПКА-3, ПКА-5, ПКА-6, ПКП-4, ПКП-9) D(3.5) Увы, не все задачи удалось реализовать в полной мере, хотя автор и старался. 8. Качество оформления текста (ОПК-7, ПКА-7) В (4.5) Есть отдельные погрешности в оформлении. 9. Ответственность и основательность студента в период работы над ВКР (ОПК-7, УК-6) Иван Александрович Петров в целом проявлял энтузиазм и прилежание в ходе подготовки ВКР. Его подход в целом был ответственным. Средняя оценка: 4,25 (С) 2. Заключение/рекомендации членам ГЭК: Полагаю, что ВКР И.А.Петрова отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и может быть допущена к защите, а ее автору может быть присвоена квалификация «магистра». 3. Рекомендованная оценка (по системе ECTS): 4,25 (С) дата 05.06.2024 должность, ФИО и подпись научного руководителя профессор, д.и.н. профессор кафедры ТИМО СПбГУ Хейфец В.Л.