ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу «Большой балет Уильяма Форсайта как композитный спектакль» Лаврухина А.А Уровень образования: магистратура Основная образовательная программа: Музыкальная критика Работа Александра Александровича Лаврухина представляет собой в высшей степени оригинальный, глубоко прочувствованный и глубоко продуманный взгляд на то, что и как думает о балете Уильям Форсайт - не везде и не всегда, но, по крайней мерей, в некоторых случаях. Этим некоторым случаям Александр Александрович тут же присваивает имена, им самим для этих целей и изобретенные – «большой балет» и «композитный спектакль». В этом поистине Адамовом жесте есть бесстрашие и воля, больше похожие на художественное, в не академическое высказывание. Сильное художественное переживание, владевшее автором при написании диссертации, с самого начала передается читателю и остается с ним уже до конца. Из этого не следует, что Александр Александрович игнорирует существование академических стандартов. Во Ведении он со всей возможной тщательностью обосновывает вводимые понятия, Первую главу посвящает изложению методологии исследования. Однако и в этой теоретической работе путеводной нитью служит для него чувство формы – то самое лежащее в основании искусства плохо верифицируемое чувство, без которого не обходится ни художник, ни реципиент. Чувство формы руководит Александром Александровичем в реконструкции творческой логики Форсайта. Это чувство в сущности своей музыкально. Александр Александрович, как кажется, нигде не вспоминает Уолтера Пейтера с его знаменитым mot о том, что «всякое искусство стремится к тому, чтобы перейти в состояние музыки», но с ним бы согласился – так много места в его рассуждениях отводится наблюдениям за пластическими структурами с их рифмами, ритмами и повторами. Преданность музыке видна и в том, как Александр Александрович в своих балетных нарративах вольно или невольно воспроизводит тип «музлитературного» экфрасиса» с его обреченной попыткой «пересказать» разворачивающуюся во времени цепь музыкальных событий. Эти печально знаменитые образчики музыкальной герменевтики – удел всякого музыковеда (и любого «веда»), который имеет дело с временным искусством – например, балетоведа. Я знаю о тщетности этих усилий не понаслышке, и поэтому хорошо понимаю проблему, с которой столкнулся автор, но тут уж ничего не поделаешь. В самом начале своего знакомства с обсуждаемым трудом, едва добравшись до его десятой страницы, я прочитала: «Автор данной работы в первую очередь любит произведения Форсайта, хочет по мере возможностей описать их устройство, выразить и структурировать свои впечатления, убедить читателей в необходимости взаимодействия с этими произведениями». Не помню, доводилось ли мне сталкиваться с лучшей формулировкой того, что можно было бы назвать «кредо критика». У Вас все получилось, Саша! Мои поздравления! Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Е.С.Ходорковская