Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу магистранта СПбГУ Малюкиной Ольги Юрьевны по теме «Иностранная литература в круге чтения китайских школьников после “культурной революции”» До настоящего момента иностранная литература в круге чтения китайских школьников в разные периоды китайской истории не становилась объектом отдельного развернутого исследования. Между тем, результаты подобного исследования могли бы значительно обогатить не только литературоведение и педагогику, но также и культурологию. Считаю, что проделанная работа имеет важное значение для оценки культурной ориентации наших китайских соседей, что в свою очередь обеспечит более эффективное выстраивание с ними межкультурной коммуникации. Цель исследования заключалась в выявлении объема и содержания иностранной литературы в китайских школах после «культурной революции» (1966-1976) на материале учебников по языку и литературе четырех исторических периодов: после «культурной революции» до начала 1980-х годов, с 1980-х до 1990-х гг., с 2000-х до 2010-х гг., с 2010-х гг. до настоящего времени). Структура ВКР обоснована задачами исследования и состоит из двух глав. В первой главе подзащитная знакомит нас с развитием и реформированием системы школьного образования КНР во время и после «культурной революции». Во второй главе представлен подробный анализ иностранной литературы, входящей в школьную программу после «культурной революции». Анализ более ста учебников ведущего издательства «Народное образование» позволил подзащитной сформировать достаточно полную картину о содержании учебных программ и проследить динамику изменений в составе зарубежных писателей и их произведений. Из-за большого объема обработанного материала содержание работы на первый взгляд выглядит излишне детальным. С другой стороны, такая детальность, подкрепленная многочисленными примерами, позволяет выявить ряд конкретных черт, присущих учебникам разных ступеней обучения в обозначенные выше разные периоды. В свою очередь аналитическая обработка полученных данных позволила подзащитной составить ряд ценных диаграмм, а также список иностранных авторов и их произведений, включенных в китайские учебники с 1978 г. по настоящее время. Таким образом, проведенное исследование позволило не только выявить основных иностранных писателей и их произведения в разные периоды, но и проследить изменения в объеме иностранной литературы в разное время. Проведя такого рода исследование, О. Ю. Малюкина, на наш взгляд, достаточно глубоко раскрыла выбранную тему, предоставив развернутое обоснование полученных выводов. Свою работу О.Ю. Малюкина выстроила на базе авторитетных исследований, посвященных иностранной и переводной литературе в Китае, а также теме «культурной революции» в контексте ее влияния на образовательную, культурную и социальные сферы. Всего в списке литературы представлено 65 наименований, половину из которых составляет научная литература и источники на китайском языке. На наш взгляд, работа О.Ю.Малюкиной соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистратуры и заслуживает положительной оценки. 25.05.2024 г. к.филол.н., доцент СПбГУ О.П.Родионова