Отзыв научного руководител на выпускую квалификационную работу МОКК Лилии Вячеславовны Генрих Тоде и “новое немецкое искусство” во второй половине XIX века Дипломная работа Лилии Мокк выросла из ее предшествовавших занятий немецким искусством конца 19 начала 20 века, прежде всего творчеством Макса Клингера. Несмотря на то, что выдающийся график, скульптор и живописец в своем стиле не ориентировался на немецкую традицию (готика, Ренессанс), в целом он воспринимался как сугубо немецкий художник, а в своей теории графики, как особого изобразительно-выразительного языка (в противопоставлении живописи) он, конечно, соприкасался с той дифференциацией европейского искусства на романское и германское, которое занимало умы современников и в частности Генриха Тоде. У Лилии Мокк получилась стройная, сжатая, но очень содержательная работа, характеризующаяся выдержанностью суждений. Лилия Мокк не разоблачает и не прославляет своих героев, - она стремится их понять на фоне эпохи, страны, универсиета и той выставочной и салонной среды, которая окружала Мейер-Грефе и Тоде. Автором много прочитано и понято, в том числе современные немногочисленные сочинения о Тоде. Уверен, что погружение в старые споры, в историю мировоззрений 19 в. сделает Лилию более чуткой и критичной по отношению к целому ряду явлений современности, которые ей встретятся на профессиональном и жизненном пути. И.Д.Чечот, кандидат искусствоведения, зав. Программой по истории искусства на факультете св. искусств и наук СПбГУ