С М.А. Прохановой мы сотрудничали в прошлом учебном году в рамках ее курсовой работы о цветовой символике в лирике Эйхендорфа. Уже тогда сказалась искренняя увлеченность студентки немецкой литературой, стремление расширять и углублять собственные познания по части текстовой материи и знания научной литературы вопроса, импонирующая специфическая «нерасчетливость»: бескорыстная готовность осваивать больше материала, чем предполагает условная норма квалификационной работы. Когда М.А. Проханова записалась на предложенную мною объективно сложную тему о берлинских романах Т. Фонтане, у меня не было уверенности в том, что что-то в ней откликнется на суховатый «прусский» стиль этого автора, начавшего к тому же писать уже в зрелом возрасте (оттого к его текстам применяют выражение Altersstil). Однако, тем не менее, как возможно утверждать перед лицом уже завершенной работы, Фонтане постепенно «раскрылся» Маргарите Андреевне, а сама она благодаря работе над ВКР раскрылась как пытливый начинающий исследователь, делающий ставку в первую очередь на диалог с самим текстом. Точнее – с текстами, потому что и на этот раз М. А. Проханова взяла на себя больше «положенного» или «достаточного», освоив не один, как предполагалось в начале, и не два, как было решено позже, а целых три объемных романа. Искренне и увлеченно погружаясь в пространственные построения позднего Фонтане, автор ВКР смогла, как представляется, прийти к интересным и серьезным выводам. Отдельно хотелось бы отметить установку студентки на то, чтобы в отдельном изучаемом аспекте текста (в данном случае это специфика художественного пространства) усмотреть связь с организацией художественного целого. Данное ценное профессиональное качество литературоведа-германиста на данном этапе свидетельствует о несомненной сформированности у М.А.Прохановой необходимых компетенций. Хотелось бы пожелать автору ВКР в будущем его в себе развивать и совершенствовать. Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить, что выпускная квалификационная работа М.А.Прохановой несомненно соответствует требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного рода и, безусловно, заслуживает положительной оценки. 03.06.2024 Д.ф.н., проф. Кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ Л.Н.Полубояринова