Отзыв о выпускной квалификационной работе Сидельниковой Виктории Константиновны «Лингвопрагматический потенциал дискурсивных частиц в языке молодежи (на материале современного немецкого языка)» Актуальность выпускной квалификационной работы В.К. Сидельниковой состоит в определении роли и потенциала дискурсивных частиц в молодежной коммуникации, при интерактивной деятельности говорящего и слушающего в процессе информационной и эмоциональной интеракции. В работе уточнены такие важные понятия как «язык молодежи» и его взаимодействие с часто синонимично употребляемыми терминами «жаргон» и «сленг», а также подходы и трактовки дискурсивных частиц как коммуникативных скрепов разной направленности. Основываясь на проработке значительного числа работ отечественных и зарубежных лингвистов, автор трактует дискурсивные частицы как коммуникативные скрепы, функциональное назначение которых состоит в организации дискурса и реализации коммуникативных намерений говорящего (собственно частицы, междометия, наречные частицы и др.). Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что рассматриваемые в ней проблемы связаны прежде всего с антропоцентризмом и с социальной вариативностью современного немецкого языка. Материалом исследования послужили 738 контекстных употреблений дискурсивных частиц, заимствованных из Интернет-микроблогов и комментариев к ним, а также примеры из современных немецкоязычных молодежных романов. В практических главах ВКР автор достаточно подробно и четко трактует семантико-синтаксические свойства частиц и определяет их функции в организации и управлении дискурсом, акцентируя внимание на их роли в создании когерентности диалога, оформлении тема-рематического противопоставления и в выражении экспрессии. Все это позволяет В.К. Сидельниковой сделать новые интересные выводы и показать, что специфические языковые образования, каковыми во многих случаях являются дискурсивные частицы, характерные для языка немецкой молодежи, направлены на разные составляющие (стимул, реакция, вопрос, ответ, переспрос, хезитация и т.п.) коммуникативных практик, связаны с организацией диалога и оценкой в широком смысле слова, дают представление о коммуникантах и их речевом портрете, создают специфический колорит молодежной коммуникации, в котором отражаются ее речевые и культурно-вкусовые социальные предпочтения. При подготовке ВКР В.К. Сидельникова продемонстрировала хорошие аналитические способности, знания, умения и навыки работы со сложным языковым материалом. Работа показывает перспективы дальнейшей разработки темы. Выпускная квалификационная работа В.К. Сидельникова соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида в СПбГУ, и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель д.ф.н. профессор, профессор кафедры немецкой филологии Г.А. Баева