ОТЗЫВ официального рецензента на ВКР Елены Викторовны Воробьевой «УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ В DIGITAL-СРЕДЕ». В своем дипломном исследовании Елена Викторовна Воробьева обращается к проблеме, которая имеет особое значение с учетом возрастающей ценности деловой репутации в условиях усиления конкурентной активности, распространения цифровых технологий и современных каналов коммуникации. Более того, актуальность исследования обусловлена динамичным ростом Интернет-аудитории и, соответственно, стремительным смещением коммуникаций в онлайн. В этой связи, безусловно, определяющей стратегией компаний в настоящее время является выявление эффективных механизмов и форм развития и совершенствования «сетевой» репутации. Исходя из вышесказанного, данная работа представляется весьма перспективным направлением исследования технологий и инструментов репутационного менеджмента в пространстве web 2.0. Причем, в качестве «кейса» Елена Викторовна выбрала достаточно удачный и характерный предмет, а именно – то, как управляет репутацией в сети известный и популярный бренд косметики Vichy. Несомненным достоинством работы является основательно представленная в работе степень научной разработанности темы. Исследование выполнено с позиций современной науки и методологии, на основе широкого круга привлеченных научных работ, монографий, статей и широкого круга эмпирического материала. Дипломная работа Воробьевой Е.В. представляет собой оригинальную попытку комплексного, системного анализа основных принципов, алгоритмов и закономерностей управления репутацией в Интернете бренда Vichy. Кроме того, автор определяет направления для совершенствования стратегии управления репутацией в сети. Именно это и является целью исследования, в соответствие с которой решается ряд задач: определяется сущность понятия репутации и основные характеристики процесса управления репутацией; анализируются имиджевые технологии конструирования и управления репутацией в цифровой среде; дается оценка деловой репутации бренда Vichy в Интернет-среде; выявляются ключевые проблемы в формировании имиджа бренда в Интернете. В работе выявляется, что в условиях перенасыщения рынка однотипными товарами и услугами внимание потребителя переносится с материальных показателей бренда на уровень его репутации. В Интернет-эпоху всё больше покупателей при выборе той или иной компании доверяют рекомендациям и отзывам обычных пользователей в сети, а не традиционной рекламе. Таким образом, с динамичным развитием социальных сетей, блогов и других форм онлайн-общения маркетинговое управление сетевой репутацией предприятий приобрело особое значение для формирования рыночной стоимости организации. В главе «Теоретические аспекты управления репутацией компании» дается достаточно развернутый и комплексный обзор понятия репутации, также предлагаются основные характеристики процесса репутационного менеджмента. Как справедливо отмечает автор данного исследования, «репутация – понятие, противоположное рекламе». Если реклама в большей степени необходимо скорее торговле, нежели покупателю, то репутация востребована самим потребителем. Соответственно, бессмысленно навязывать репутацию потребителю – в таком случае существует опасность негативной оценки аудитории. Иными словами, в репутационном менеджменте следует ориентироваться на «бесплатное «самораспространение» продукта аудиторией» (стр. 14). Системные и содержательные характеристики кампаний по управлению репутацией бренда в режиме онлайн (на примере Vichy) рассматриваются во второй части дипломного исследования. В частности, анализ имиджевых технологий конструирования и управления репутацией в цифровой среде позволил Елене Викторовне выявить ключевые проблемы в формировании имиджа бренда в Интернете и дать оценку деловой репутации бренда Vichy в пространстве web 2.0. Научная новизна исследования определяется не только тем, что в работе впервые выявлена специфика управления репутацией в онлайн-среде, но также качественным анализом зависимости показателей конкурентоспособности и рыночной стоимости бренда от его репутационного менеджмента в сети. Работа неплохо структурирована, логична. В ней хорошо просматриваются последовательность решения задач. Отмечая научную новизну исследования, актуальность темы, а так же новизну выводов, к которым приходит автор, вместе с тем, следует также указать на ряд моментов, которые, на наш взгляд, вызывают вопросы, требуют доработки. Принципиально смущает тезис о том, что «анализ блогосферы на предмет упоминаний бренда показывает высокую степень вовлеченности пользователей в обсуждение продукции компании» (стр. 57). Елена Викторовна делает такой вывод, исходя из того, что в среднем в русскоязычном сегменте Интернета публикуется порядка 50 сообщений бренде в день, что «подтверждает широкую популярность компании на российском рынке». На мой взгляд, данная цифра (50 сообщений в день) не является подтверждением «популярности» бренда в сети, а, скорее, наоборот говорит о небольшом интересе к продукции Vichy среди Интернет-пользователей. Автор подробно анализирует упоминания о бренде Vichy в русскоязычном сегменте Интернета, однако было бы неплохо обратиться и к рассмотрению управления репутацией данного бренда и на мировом уровне (или хотя бы в рамках европейского континента), что, на мой взгляд, позволило бы сравнить стратегии репетиционного менеджмента в России и за рубежом. Также смущает небрежно оформленное введение: отсутствуют хронологические рамки, не указаны методы исследования, теоретическая база прописана недостаточно глубоко. Кроме того, неправильно оформлен список использованной литературы, который Елена Викторовна к тому же почему-то назвала «Списком источников», – отсутствует разделение на книги, статьи и электронные ресурсы. В сносках достаточно часто присутствуют помарки и ошибки: в частности, фамилии и инициалы авторов зачем-то прописываются слитно (например, «ВоронинаЛ.И.» – стр. 10); вместо обозначения страницы, на которой находится используемая цитата, указывается объем монографии (например, «Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПБ.:Питер, 2011. – 384 с.»). В «Содержании», как собственно и в самом тексте первой главы, автор неправильно обозначает нумерацию параграфов («1» вместо «1.1» и так далее). Есть вопросы по поводу объема некоторых параграфов. Например, третий параграф второй главы умещается в 4 страницы. Объем третьего параграфа первой главы – 6 стр. В этой связи было бы более гармонично ограничиться двумя, а не тремя параграфами в обеих главах дипломного исследования. Приведенные выше замечания и предложения-рекомендации нисколько не умаляют достоинств работы, главные из которых – высокий уровень анализа теоретических положений исследования, самостоятельность творческая инициативность в работе, убедительность и логичность выводов, перспективность дальнейшей научной разработки выявленных проблем. Считаю, что Елена Викторовна, кроме того, что содержанием данной работой достигла обозначенной цели и намеченных задач, но и обозначила перспективный горизонт для дальнейших научных разработок, как для себя, так и для коллег занимающихся исследованием по данной проблематике. Анализ текстуальных совпадений между текстом вкр и источниками, авторство которых установлено, проведенный в системе Blackboard в программе Safe-Assign, и содержательная экспертиза текстуальных совпадений показала, что выявленные совпадения носят исключительно технический характер (даты, названия источников, учреждений, адреса в Интернете). Работа, несомненно, имеет научно-практическое значение на основе возможности применения результатов работы, как при формировании общей репутационной стратегии компаний в онлайн-среде, так и при решении конкретных прикладных задач. В целом следует сделать вывод, что дипломная работа Елены Викторовны Воробьевой «Управление репутацией в digital-среде» выполнена на высоком уровне, соответствует всем предъявляемым требованиям и, конечно же, заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент: кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики СПБГУ Р.В. Бекуров