Рецензия на дипломную работу Студиловой Анастасии Алексеевны «Журналистика и блогосфера Кубы: особенности развития» Представленная дипломная работа посвящена проблеме свободы слова в журналистике и особенностям ее реализации с помощью новых средств массовой информации и коммуникации в контексте тоталитарного режима, в котором сохранились все формы и методы контроля над распространением массовой информации. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений и убедительно сформулирована во введении. Развитие новых медиа рушит стереотипные представления о контроле над массовой информацией даже в рамках демократических режимов. В странах развивающейся демократии и недемократических странах становление не вписывающихся в традиционную схему средств коммуникации провоцирует развитие свободы информации, недоступной с помощью традиционных СМИ. Достоинством работы является выбор Кубы в качестве географических рамок исследования. Как пишет автор, в рейтинге свободы прессы организации «Репортеры без границ» Куба находится на 169 месте из 180 стран, где пресса подвергается наиболее жесткой цензуре. Кроме того, исследование кубинских медиа интересно также с точки зрения преемственности и аналогии с Советским Союзом. На Кубе на данный момент сложилась двойственная система, включающая подконтрольные правящей партии государственные СМИ и популярные блоги, не контролируемые властью. Во введении раскрыты все необходимые позиции: актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи, теоретическая база, обоснована эмпирическая база исследования и хронологические рамки, сформулирована новизна подхода. Теоретическая база включает основные широко известные источники, формулирующие принципы партийной печати, принципы журналистики тоталитарной и авторитарной системы. Включены материалы, отражающие уровень свободы прессы в разных странах. Однако, новых работ и исследований автор не использует. Также отсутствуют теоретические работы кубинских исследователей. Объект и предмет исследования определены верно. Цель сформулирована конкретно, поставленные задачи соответствуют цели и способствуют ее достижению. Хронологические рамки составляют 1 год, что более чем достаточно для исследований такого типа. Выпускная квалификационная работа традиционно состоит из двух глав по два параграфа в каждой. Стоит отметить логичность изложения материала дипломной работы. В первой главе автор формулирует ответ на два теоретических вопроса: основные идеологические и методологические основы коммунистической печати и принципы функционирования блогосферы в контексте авторитарной системы печати. Автор выделяет основные формы и методы ограничения свободы слова при авторитарном режиме с опорой на базовые труды и существующие эмпирические исследования, пытается сформулировать принципы функционирования блогосферы в условиях авторитарной системы СМИ. Все это позволяет автору во второй главе на основе эмпирического исследования охарактеризовать структурные и нормативно-правовые особенности медиаландшафта Кубы, провести сравнительный анализ печатных СМИ и информационно-аналитических блогов Кубы. Материал дипломной работы автор излагает последовательно, демонстрирует неподдельную заинтересованность в теме исследования, иллюстрирует каждое свое утверждение примерами из кубинских блогов. В научный оборот введены новые эмпирические данные. Результаты контент-анализа материалов, который проведен на высоком исследовательском уровне, наглядно представлены в форме диаграмм и таблиц, что повышает степень восприятия текста. Кроме того, автор подробно комментирует полученные результаты. В то же время можно отметить два недостатка. Эмпирическая база исследования включает только одно правительственное издание и только один блог. В данном контексте этого, конечно, достаточно для выпускной квалификационной работы бакалавра, но с точки зрения обоснованности выводов, количество изданий следовало бы взять увеличить. В теоретической базе не хватает испаноязычных источников. Приведенные замечания никак не влияют на качество представленной к защите ВКР. Дипломная работа выполнена на должном уровне, соответствует всем предъявляемым требованиям и, несомненно, заслуживает положительной оценки. Рецензент: Павлушкина Н. А., к. филол. н., ст. преподаватель кафедры периодической печати Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ ____________________ «25» мая 2016 г.