РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки Слитюк Анастасии Александровны «Россия и Южная Корея: диалог культур в СМИ» Работа Слитюк Анастасии Александровны представляет собой уникальную попытку в рамках одного сочинения проанализировать СМИ Южной Кореи и России с точки зрения формирования культурного образа двух стран. Учитывая современный экономический потенциал Южной Кореи, можно говорить об объективном интересе к данной стране не только среди политиков, но и среди журналистов, экономистов и широких слоев населения. Культурные связи между Россией и Южной Кореей существуют не одно столетие, а в последние годы стремительно усиливаются, что во многом объясняется так называемым «разворотом на Восток» российской политики. Сотрудничество расширяется, а соответсвенно растет необходимость медийного сопровождения политики обеих стран. В этой связи тема представленной ВКР носит не только актуальный характер, но и имеет практическую значимость. В первой части Анастасия Александровна дает теоретическое обоснование следующим понятиям и явлениям: культурный диалог, имидж, стереотипы, мифы. Отдельно рассматриваются функциональные особенности журналистики в контексте межкультурных отношений, вполне справедливо автор отмечает, что «такие понятия, как этика межкультурных отношений, духовное многообразие, толерантность, иногда отходят на второй план или забываются вовсе» (с. 13). Анастасия Александровна отмечает необходимость постоянного диалога культур, подчеркивая, что «теряя контроль над диалогом между разными народами, забываются нравственные нормы, собственная культура начинает восприниматься людьми как центр, поэтому, по их мнению, она превосходит все остальные культуры» (с.14). Глубокие знания Анастасией Александровной теории по предмету исследования позволяют ей провести качественное исследование и получить обоснованные выводы. Анализ СМИ разных типов и периодичности позволяют наиболее полно описать существующий имидж Южной Кореи и России, стереотипы и тематический дискурс материалов. Автор приходит к справедливому выводу, что материалы в южнокорейских СМИ носят преимущественно информационный характер. Это во многом объясняется тем, что современные принципы работы южнокорейских СМИ базируются на англо-саксонской модели журналистики. В материалах СМИ Анастасия Александровна анализирует тематику публикаций, их проблематику, жанровые характеристики, средства выразительности. Примечательно, что в южнокорейских СМИ материалов о России в два раза больше, чем в российских массмедиа. Исходя из анализа, можно сделать вывод о положительном имидже России в Южной Кореи. Анастасия Александровна стремится структурировать полученную информацию, что придает работе динамичность и стройный вид. Автор легко усваивает довольно сложный материал, который выдает в качестве хорошо написанного текста со сбалансированной композицией. Теоретическая база включает в себя фундаментальные труды зарубежных и российских авторов (например, М. Бахтин, Р. Барт, У. Липпманн, Э. Ноэль-Нойман и др.). Также импонирует, что Анастасия обращается к материалам периодических изданий, телеканалов, радиостанций, формируя обширную эмпирическую базу - более 300 материалов. Отдельно необходимо выделить высокую грамотность автора и визуальную «опрятность» работы. Поставленная цель достигнута, все задачи реализованы, объект и предмет исследования определены корректно. Методы исследования и выводы ВКР не вызывают возражений. Именно такой нам представляется идеальная выпускная квалификационная работа - в меру идеализирована реальность, по прочтении формируется оптимистичное ощущение будущего, отсутсвует дидактический и эмоциональный стиль повествования, за что хочется сказать спасибо автору и научному руководителю. Однако в работе встречаются некоторые недочеты и упущения: 1. Принимая во внимание хронологические рамки исследования (2011-2016 гг.), хотелось бы, чтобы автор показал динамику, сравнив материалы разных периодов. По нашему мнению, за эти пять лет изменились экономическая, социально-политическая обстановка в исследуемых странах. Любопытно бы было сопоставить события в реальности с медиаповесткой как в России, так и в Южной Корее. Понять, каким образом общественно-политическая ситуация влияет на тематику, проблематику и частоту обращений в российских и южнокорейских СМИ. 2. На наш взгляд, не вполне корректно использовать словосочетания «русские СМИ» и «корейские СМИ» (с.38, 81), так как речь идет не об этнических СМИ. Подразумевая национальные издания и телеканалы, уместней было бы использовать определения - «российский» и «южнокорейский». 3. Отсутствует описание медиарынка России, предполагаем, что сознательно автор опускает это описание ввиду его очевидности как для автора, так и для аудитории. Но для соблюдения баланса и композиционной логики сочинения, на наш взгляд, все же стоило дать аналогичную с южнокорейской (как в параграфе 2.1. Медиасистема Южной Кореи) характеристику российской медиасистемы. Между тем, высказанные замечания носят рекомендательный характер и ни в коем случае не снижают общего положительно впечатления от работы. Неправомерных заимствований в работе не обнаружено. Указанные 8% – это клише научного стиля, терминология, фамилии ученых. Представленный к защите труд Слитюк Анастасии Александровны соответствует всем требованиям, а ее автор заслуживает положительной оценки. Ст. преподаватель кафедры международной журналистики, кандидат политических наук, Данилова Ю.С. 25/05/2016