Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки 5 курса направления «Реклама и связи с общественностью» очно-заочной формы обучения Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Рахматуллиной Гульназ Иншаровны на тему «Современные тренды в продвижении учреждений культуры средствами массовых коммуникаций» Исследование Гульназ Иншаровны Рахматуллиной посвящено современным трендам в продвижении учреждений культуры с помощью СМИ. Автором рассмотрены самые современные инструменты продвижения – в том числе вирусные коммуникации и нативная реклама. Тема работы представляется крайне актуальной в наше время, когда учреждения культуры массово переходят от государственной поддержки к полному или частичному самофинансированию и испытывают потребность в том, чтобы самостоятельно заниматься продвижением культурных продуктов и брендов. В пользу актуальности темы говорит и то, что в цифровую эпоху учреждения культуры оказываются в ситуации конкуренции не только друг с другом: посещение культурных объектов и мероприятий как вид деятельности конкурирует с другими (в том числе виртуальными) видами досуга, которые, будучи во многом коммерциализированными, закономерно становятся объектами целенаправленного продвижения. Учреждения культуры рассматриваются в дипломной работе как субъект массовой коммуникации. Рассматривая понятие культурного продукта, автор описывает специфику культурных услуг и выявляет тенденции, которые «превалируют на сегодняшнем рынке товаров и услуг в сфере культуры». Ориентация автора на систематизацию наиболее актуальных тенденций в данной сфере кажется нам весьма удачной. Сфера ИМК стремительно меняется под влиянием цифровых технологий, в том числе и поэтому опыт применения самых современных методов для продвижения учреждений культуры (которые в массе своей традиционно считаются консервативными организациями) крайне интересен как специалистам по рекламе и PR, так и деятелям культурной сферы, находящимся в поиске новых инструментов для взаимодействия с целевыми аудиториями. Помимо безусловной актуальности и очевидной практической значимости, к достоинствам дипломной работы Гульназ Иншаровны отнесём ясность изложения, которая обеспечивается стройностью мысли и композиционной завершённостью текста. Очень удачным представляется выбор классификаций, приведённых в первой главе исследования, благодаря чему комментарии к рассматриваемым во второй главе примерам отличаются терминологической точностью и глубиной. Автор эффективно использует профессиональные инструменты для сбора необходимой информации (см., например, рис. 7 и 8 на стр. 43: комментируя вирусное видео, Гульназ Иншаровна аргументированно подтверждает предположение о его прикладном потенциале, опираясь при этом на данные о динамике изменения количества поисковых запросов и количества упоминаний ключевого словосочетания в блогосфере). Список литературы включает в себя как публикации, связанные с маркетинговой работой, брендингом, рекламой, так и книги, посвящённые коммуникационной специфике культурной сферы, особенностям продвижения культурных объектов, событийному менеджменту в сфере искусства. В порядке критики отметим, что в тексте дипломной работы местами наблюдается путаница с запятыми; изредка встречаются опечатки и стилистически не вполне удачные выражения (например, на с. 52: «Согласно мнениям экспертов, аудитории не хотят больше тихо сидеть и пассивно воспринимать поглощать информацию»; на с. 49: «Согласно работам современных исследователей, а именно Кавериной Е.А., …»). Отметим также, что приведённый на с. 23 тезис о том, что «бренд может приобретать новый фрейм в зависимости от контекста» желательно было бы снабдить поясняющим комментарием, без которого читателю может быть не вполне ясно, какое значение многозначного слова «фрейм» здесь актуализируется. Впрочем, такого рода примеры единичны, они не влияют на общее крайне благоприятное впечатление от текста и не снижают значимости проведённого диссертантом исследования. В целом работа имеет высокую степень самостоятельности, написана хорошим языком и хорошо оформлена. Все указанные во введении задачи выполнены в полной мере. Со всей определённостью можно говорить о систематизации автором наиболее актуальных тенденций в исследуемой сфере. В заключение считаем необходимым отметить, что, дипломная работа Гульназ Иншаровны Рахматуллиной производит впечатление завершённой; она в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и, на наш взгляд, заслуживает высокой положительной оценки. Алексей Александрович Горячев, кандидат филологических наук, ст. преп. кафедры речевой коммуникации ВШЖиМК СПбГУ