Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки кафедры медиадизайна, (очно-заочная форма обучения, направление Журналистика) Пучко Анастасии Игоревны «Реализация концепции издания через визуальный контент на примере журналов: Афиша, Собака. ру, Сноб» Дипломное сочинение Анастасии Игоревны Пучко «Реализация концепции издания через визуальный контент на примере журналов: Афиша, Собака. ру, Сноб» посвящено проблеме концепции периодического издания и определению роли визуального контента в ней. Актуальность темы не вызывает сомнений: в современном мире информации визуальная составляющая приобретает все большее значение, с чем приходится считаться не только работникам СМИ, но и потребителям информации. Как справедливо отмечает автор, "визуальный контент несет не только функциональные черты, но и становится частью общей стратегии и одним из индивидуализаторов бренда" (стр.3). Современные тенденции развития медийных средств предполагают их не только практическое освоение, но и теоретическое осмысление. И в этом плане работа А.И.Пучко – хороший пример практико-ориентированного подхода к осмыслению значимой теоретической проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и снабжена приложением (11 единиц) – иллюстративными материалами из журналов. Такое построение представляется логичным и соответствующим теме, основной цели и задачам работы; список литературы насчитывает 34 названия. Первая глава "Взаимодействие концепции и визуального контента" носит теоретический характер. Автор обращается к осмыслению понятия концепции СМИ и ее составляющих (миссия, программа, комплекс моделей). С опорой на теоретических исследования таких ученых, как С.М.Гуревич, И.М.Дзялошинский) А.И.Пучко последовательно, логично и убедительно показывает, как формируется концепция издания и какие стратегии используются для ее воплощения. Глава удачно разбита на параграфы, каждый из которых подробно знакомит с разными компонентами концепции. При этом в качестве заслуги автора необходимо отметить то, что каждый параграф А.И.Пучко завершает актуализацией собственных задач, обусловленных тематикой работы. Например – "Наша цель – выявление способов реализации общей концепции через визуальный контент, и именно для этого мы должны предоставить в полном объеме теоретическую информацию о концепции в целом, перечислить все основополагающие элементы и уже на практических примерах определить как ту или иную задачу выполняет визуальный контент" (стр.10). Во второй главе «Реализация концепций за счет визуальных приемов на страницах глянцевых изданий»» представлены специфика анализа концепций в глянцевых журналах, дается анализ журналов Афиша, Собака. ру, Сноб. Выявляя основные признаки каждого из изданий, автор убедительно показывает, что визуальный контент несет на себе концептуальную нагрузку, позволяет выполнять те задачи, которые ставят перед собой создатели. В этом плане интересным представляются, в частности, выводы о том, что визуальные решения позволяют изменить концептуальный подход к задаче анонсирования в журнале Афиша (стр.37), или что идея использования WOW-эффекта в журнале Собака.ру, объясняемая эмоциональной работой с аудиторией, делает издание ярким и вызывающим и даже придает ему гротескный образ (стр.41). Очень интересные параллели проводит автор исследования, разбирая необычные визуальные подходы в журнале Сноб и в издании Esquire (с.46-48). Важно отметить, что для своего исследования А.И.Пучко выбрала сегмент рынка качественных глянцевых изданий. В этом смысле сопоставительный анализ дизайнерских решений принципиально значим, поскольку может серьезно повлиять на позиционирование издания на рынке СМИ. В заключении автор обобщает сделанные в ходе анализа наблюдения. В раскрытии темы автору удалось продемонстрировать знание современных теоретических источников и умение использовать их при анализе эмпирического материала. Недостатки работы немногочисленны и, очевидно, являются следствием увлеченности автора исследуемой проблемой. Так, представляется по меньшей мере обидным тот факт, что значимая, на наш взгляд, информация, касающаяся общей концепции рассматриваемых изданий, ее основных элементов и комплекса моделей, представлена в форме приложения, причем последнего по номеру (№ 11). Делая в ходе анализа эмпирического материала промежуточные выводы (в конце параграфов), автор не обобщает их в конце частей глав, а формулирует обобщенные выводы только в заключении, тем самым лишая читателя работы возможности выработать свой взгляд на проблему не по прочтении, а в ходе чтения дипломного сочинения. Последний вопрос к диссертантке имеет исключительно дискуссионный характер – как отмечается на стр. 50 (часть Заключение): "Современное состояние медиарынка во многом определяется новыми технологиями ... именно поэтому издания вынуждены предлагать конкурентоспособные модели бизнеса, в которых визуальная подача становится главной частью продукта". Полагает ли автор, что визуальная подача – это главная часть любого медиапродукта или это касается определенных типов изданий? Сделанные выше замечания не сказываются на общем впечатлении от рецензируемой работы. Дипломное сочинение Анастасии Игоревны Пучко «Реализация концепции издания через визуальный контент на примере журналов: Афиша, Собака. ру, Сноб» выполнено в соответствии с требованиями, в том числе и научно-методическими, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам и, безусловно, заслуживает высокой положительной оценки. Прохорова Кира Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры речевой коммуникации СПбГУ