Отзыв научного руководителя на выпускную работу В.В. Пиликина по теме «Влияние идеологии хиндутвы на этнополитические процессы в современной Индии». Индии или как сейчас (согласно официальной позиции руководства страны) ее принято называть – «Бхарата» несправедливо мало уделяется внимания со стороны политологов и этнополитологов. Во-первых, это уникальная этнофедерация на руинах империи извне. То есть действительно, до британского владычества здесь не было опыта государственности, распространенной на весь полуостров Индостан. Во-вторых, процессы связанные с приходом на этот полуостров Модерна (формирование конфессиональных конструктов нации и национализма) имели свою уникальную специфику, что до сих пор отражается на этнополитических процессах в стране. Автор поставил перед собой довольно сложную задачу изучить (обращаясь к оригиналам как в переводе, так и в оригинале) идеологию хиндутвы – своеобразного комплекса (оформленного не как канон, а сборник произведений) политических идей основоположников индусского национализма. Изучение предполагало решение ряда задач: 1. Определить феномен религиозного национализма на примере хиндутвы. 2. Исследовать генезис хиндутвы: какие религиозно-философские течения и авторы повлияли на неё. 3. Обозначить какие направления хиндутвы существуют и какое из направлений сегодня имеет наибольшее значение (хиндутва Саваркара или хиндутва Голвалкара). 4. Рассмотреть то, как хиндутва влияла на этнополитические процессы в Индии и сформировать представление о её значимости в индийском обществе на современном этапе. Не вдаваясь в подробности самого исследования отметим наиболее сильные на наш взгляд стороны ВКР. 1. Используемые источники. Диапазон источниковой базы исследования довольно широкий. Начиная с произведений «первого индуистского националиста» Винаяка Дамодара Саваркара и заканчивая публицистикой и официальными ресурсами, представленными на сайтах политических партий и движений, исповедующих идеологию хиндутвы (Бхаратия Джаната Парти и Раштрия Сваямсевак Сангх и др.). 2. Рассматриваемые в первой главе теоретические аспекты понятий «этничность», «нации и национализма», «этнополитической мобилизации» автор активно использует при рассмотрении практических реалий генезиса и развития идеологии хиндутвы на этнополитические процессы в современной Индии. 3. В ВКР за счет представленной ретроспективы обновлены сведения на русском языке относительно реалий этнополитических процессов в современной Индии. В частности, маргинализации мусульманского населения страны, подъема дравидского населения. Наксалитам Западной Бенгалии и сикхской конфессиональной общине также уделяется внимание. Исходя из всего вышеизложенного можно констатировать, что ВКР В.В. Пиликина является завершенным самостоятельным исследованием на более чем актуальную тему, соответствует всем нормам, предъявляемым к выпускным квалификационным работам и заслуживает высокой положительной оценки. 5.06.2024 Доцент кафедры Этнополитологии А.А. Андреев