РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки СПбГУ Подвязкиной Алены Владимировны на тему: «Работа журналиста в радиопроекте для детей и юношества (на примере передачи «Инопетербург» на «Радио России») В современных условиях повсеместной коммерциализации СМИ всех видов и типов особое внимание должно уделяться развитию того сегмента отечественного медиарынка, который можно условно именовать «СМИ для детей и юношества». И если в области печатных СМИ такая задача с разной степенью успешности решается, то в сфере электронного вещания, которое является доминирующим каналом распространения информации, очевидны проблемы роста. На это есть объективные и субъективные причины. Одна из них – минимальное количество эфирного контента, ориентированного на аудиторию не взрослой возрастной категории. К счастью, рецензируемая ВКР является наглядной иллюстрацией тех возможностей, которые несет в себе подобный аудиопродукт, реализуя все те функции журналистики, которые предписаны отечественным СМИ нашими теоретиками. Отрадно, что мы имеем дело с квалификационным трудом, где теория опирается на собственные практические навыки и наблюдения автора. И где практика проверяется с привлечением солидной теоретической базы, опирающейся на твердую научную основу филологических знаний, полученных студенткой во время обучения в СПбГУ. Вызывает симпатии не только очевидная научная целеустремленность автора ВКР, но и ее просветительский пафос, которым наполнен ее самостоятельный творческий проект в эфире государственной радиостанции. Тем более, если учесть нынешний непростой международный контекст. Подобный проект заслуживает поддержки старших коллег-профессионалов Алены Владимировны. Что же касается ее теоретических разработок, то исследовательница умело структурировала их результат, вводя в обиход наглядные формулы, с помощью которых можно анализировать, а потом и конструировать речевой строй собственных радиопрограмм, как с учетом языковой компетенции самого журналиста, так и с учетом потенциальной аудитории и возраста соучастников радиопроекта. В этом смысле можно сказать, что вся работа наполнена пафоса защиты речевой культуры журналиста. Работа имеет четкую структуру, в ней наглядно просматривается логика изложения заявленной и исследуемой проблематики. Можно отметить и широкое знакомство автора ВКР с основными теоретическими разработками на заданную тему. В этом смысле достаточно показателен список литературы и выверенность цитируемого материала. Выпускница СПбГУ демонстрирует в данном тексте высокую научную культуру, тщательность и внимательность обращения с начальным эмпирическим материалом, умение извлечь рациональную суть из практических навыков, наблюдений, собственного опыта. Среди дискуссионных моментов, которые автор ВКР могла бы прокомментировать выделим следующие. 1. Может быть, имело смысл, учитывая солидный речевой материал общения детьми, оформить некое приложение, в котором в помощь «взрослым» журналистам привести наиболее характерные речевые диалогические ситуации и рядом – рекомендации относительно того, как вести себя в них профессиональным журналистам. Мне кажется, что это могло бы помочь нашим радиоколлегам. 2. Учитывая высокий теоретический уровень и вдумчивость отношения автора ВКР к анализируемой проблеме, хотелось бы узнать: не намерена ли Алена Владимировна продолжить ее исследование в дальнейшем? 3. И если на предыдущий вопрос она даст положительный ответ, то может быть имеет смысл расширить эмпирическую базу последующего исследования за счет анализа речевого поведения журналиста в телепрограммах для детей и юношества. Но все эти вопросы носят исключительно характер ознакомления и не являются выражением критического отношения к рецензируемой ВКР. Согласно сведениям об анализе текста данной работы автоматической системой Black Board, процент неавторского материала составляет 16 процентов, что, на наш взгляд, не является объективным показателем, так как в суммарный итог входит перечень фамилий авторов изданий, названий самих изданий, а также некоторых цифровых и словесных формальных моментов. Подчеркнем еще раз: выпускная квалификационная работа Подвязкиной А.В. является самостоятельным научно-практическим исследованием и заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор – присвоения искомой квалификации. Рецензент, главный редактор журнала «Костер» Харлампиев Н.Б. 16.05.2016 г.