РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента ЛОБЖАНИДЗЕ Валерии Валерьевны на тему: «Типология речевых ошибок в текстах начинающих журналистов» Актуальность дипломной работы не вызывает сомнений. Грамотность представителей медиа – вообще вопрос болезненный. Нельзя отрицать тот факт, что современные журналистские публикации нередко содержат большое количество неточностей, искажений информации и ошибок – от орфографических, синтаксических, фонетических до лексических, фактических и т. д. Как справедливо отмечает автор, «из-за постоянного воспроизведения ошибки закрепляются в речевом поведении и мышлении журналиста, становятся частотными и отчасти даже нормативными». К тому же определенное воздействие эти ошибки оказывают и на аудиторию. Например, неискушенный читатель или зритель сам начинает употреблять слова и выражения в той форме, в какой их использовало СМИ. В то же время образованная часть аудитории, способная выделить «ляпы» и оценить степень компетентности авторов, в конечном итоге перестает использовать материалы того или иного медиа в качестве источника информации. В этой связи работа В. Лобжанидзе в какой-то степени направлена на ликвидацию безграмотности среди журналистов. Цель представленного исследования – типологизировать найденные нарушения и сформулировать рекомендации, как избежать подобных ошибок в дальнейшей практике. Примечательно, что материалом исследования выступают тексты начинающих журналистов, содержащие речевые ошибки (публикации, размещенные на информационно-образовательном портале «Первая линия», информационном ресурсе «Новости Высшей школы журналистики СПбГУ» и в учебной газете «Первая линия»). На наш взгляд, выбор эмпирической базы очень удачный, так как именно с молодыми журналистами возникает большая часть указанных выше проблем. В качестве достоинств работы можно отметить логичность изложения материала дипломного сочинения. Валерия, опираясь на труды авторитетнейших лингвистов, детально разбирает понятие нормы русского языка. Затем выделяет типы нарушений норм орфографии, пунктуации, грамматики, стилистики, лексики, иллюстрируя каждое утверждение примерами из студенческих журналистских текстов. Это позволяет автору во второй главе выйти на новый уровень исследования материалов. Студентка поэтапно выявляет в публикациях молодых журналистов ошибки, которые снижают коммуникативную эффективность текстов. Среди таковых автор выделяет нарушения жанровых особенностей журналистского текста, неинформативность заголовков, размытую структуру повествования, информационную бедность текстов, нарушение законов логики. Кроме того, автор детально описывает и трудности с выражением диалогичности в журналистском тексте, проблемы выражения оценочности и волеизъявления, затрагивает вопросы этики и эстетики журналистского текста. В дипломной работе визуально выделены смысловые акценты, автор удивительным образом сочетает научный и публицистический стили изложения – все это повышает восприятие текста. Кроме того, стоит отметить критичный подход автора к изучаемой проблематике. В. Лобжанидзе подробно комментирует изучаемые тексты, выделяя их слабые стороны, аргументирует каждый тезис, не только констатирует сам факт появления ошибок в публикациях, но и пытается найти причину этого. Несомненным плюсом, повышающим практическую значимость дипломного сочинения, является разработанная Валерией инструкция «Как избежать самых распространенных ошибок в тексте», в которой в табличной форме наглядно представлены методические рекомендации для журналистов. В качестве замечаний можно отметить отсутствие во введении описания методов исследования. Не хватает, на наш взгляд, экспертного интервью с редакторами интернет-издания «Первая Линия» и учебно-образовательного пресс-центра, которые прокомментировали бы результаты исследования и объяснили бы обилие ошибок в текстах их корреспондентов. Это бы стало украшением дипломной работы. Также хотелось бы узнать, какие рекомендации для решения системной проблемы безграмотности современных журналистов и повышения их профессиональной компетенции может предложить автор? Несмотря на высказанные замечания, которые во многом носят дискуссионный характер, дипломная работа представляет собой законченное оригинальное исследование, соответствует требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного рода, и заслуживает высокой оценки. Рецензент: Павлушкина Н. А., к. филол. н., ст. преподаватель кафедры периодической печати Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ ____________________ «24» мая 2016 г.