РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ СТУДЕНТКИ ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ВШЖиМК СПбГУ Ульяны Андреевны Кудрявцевой «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ» В дипломной работе У.А. Кудрявцева рассматривает понятие персонального брендинга, которое является одним из стремительно набирающих популярность направлений связей с общественностью. Эта тема достаточно широко и подробно освящена в исследованиях иностранных специалистов, однако гораздо менее распространена среди работ отечественных авторов, что подтверждает значимость выбранной темы. Также особый интерес вызывает такая неоднозначная сфера как бизнес-тренерство, так как эта область была во многом дискредитирована некомпетентными тренерами. Кроме того, У. А. Кудрявцева в качестве основной технологии продвижения выбрала интернет-сферу, которая является наиболее динамичным и стремительно развивающимся каналом взаимодействия с аудиторией. Таким образом, автор совместил в работе такие актуальные направления, как персональный брендинг и онлайн-коммуникации, и наложил их на специфическую среду бизнес-тренеров, персональной брендинг в которой играет одну из ключевых ролей. А проанализированные автором модели и описанные каналы и инструменты продвижения персонального бренда применимы и в других сферах, что подтверждает актуальность рецензируемой работы. Целью работы является определение общих принципов и специфики конструирования персонального бренда бизнес-тренера в сети Интернет, как фактора повышения его конкурентоспособности, а также дальнейшее развитие бренда и его PR-сопровождения. Анализ предоставленного текста позволяет сделать вывод о том, что в ходе исследования поставленная цель в целом была достигнута. Дипломная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка использованной литературы и большого количество информативных предложений. Структура работы логична и соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Во введении автор обосновывает актуальность исследования, определяет его объект и предмет, описывает степень научной разработанности темы и эмпирическую основу выпускной работы. В первой главе рассматривается теоретическая база формирования и построения личного бренда. У. А. Кудрявцева сравнивает дефиниции российских и зарубежных авторов и на основе проведенного анализа предлагает собственное определение персонального бренда. Также автор проводит исследование на основе экспертных интервью, что позволяет выделить ключевые характеристики личного бренда бизнес-тренера и особенностей его продвижения в Интернете. Во второй практической главе работу У. А. Кудрявцева описывает PR-коммуникации базисного субъекта в онлайн-пространстве. Также автор разбирает и некоторые традиционные инструменты PR, например, взаимодействие со средствами массовой информации и публичные выступления, что говорит о комплексном подходе автора к своей рабочей деятельности в целом. Следует отметить подробность и последовательность изложения материала, а также приводимые конкретные показатели результатов деятельности. Заслуживают внимание параграфы, посвященные разбору ошибок, совершенных в ходе продвижения персонального бренда, и рекомендациям по дальнейшим действиям. Также можно отметить применение теоретической модели, приведенной в первой главе, к практическому материалу. Это позволяет сделать вывод о комплексном подходе к анализу проведенной работы. Вместе с тем хотелось бы высказать некоторые замечания, которые могли бы улучшить качество представленной выпускной квалификационной работы. На взгляд рецензента автору данного диплома, представляющего в своем исследовании применение актуальных для данной сферы PR-инструментов, стоило бы точнее охарактеризовать свою роль в проекте, каким было общее количество исполнителей. Это позволило правильнее оценить объем работы, выполненной непосредственно самой дипломницей. Также стоит отметить, что У.А. Кудрявцева представляет в своей работе довольно краткий и сжатый анализ других тренеров и не уделяет достаточного внимания бэкграунду и легенде субъекта PR в практической части, хотя отмечает важность этого момента в теоретической части. Вместе с тем, на наш взгляд, данные замечания не могут сказаться на общем достаточно высоком уровне представленной выпускной квалификационной работы У.А. Кудрявцевой, ее практической значимости и позволяют рекомендовать государственной аттестационной комиссии оценить ее положительно. Таким образом, рецензируемая работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по специальности «Реклама и связи с общественностью», и может быть оценена на «отлично». Руководитель отдела PR и рекламы ГК «Лосево» В. В. Иванова