Отзыв о выпускной квалификационной работе Колосовой Анастасии Сергеевны «Портрет героя нашего времени на телеэкране» Дипломный проект А. С. Колосовой имеет творческую направленность. К защите представлен документальный фильм «На краю Ойкумены», причём Анастасия Сергеевна выступила и как режиссёр, и как оператор, и как специалист по монтажу. Сразу хотелось бы отметить искреннюю увлечённость автора предметом исследования: об этом говорит и представленный к защите документальный фильм, и объём изученных при подготовке к выполнению проекта источников: автор просмотрел и проанализировал около 40 документальных фильмов не самой простой тематики, чтобы сформировать представление о современном этапе развития документального телефильма. Нельзя обойти вниманием и достаточно большой объём изученной теоретической литературы. Список литературы включает 41 наименование, часть из которых – диссертации, очень сложные для восприятия и интерпретации. Исследовательская часть работы включает в себя три главы, введение, заключение, приложение и список литературы. Актуальность исследования определяется активным развитием документалистики на современном телевидении и, как следствие, необходимостью поиска новых средств выразительности, которые способствовали бы захвату внимания целевой аудитории и позволяли бы достигать перлокутивного эффекта. Во введении автор дипломного сочинения формирует представление об объекте и предмете исследования, описывает теоретическую и методологическую базу, формулирует цели и задачи исследования. Сразу отметим глобальность заявленной проблематики исследования: формирование типологии телеочерков-портретов. Такая проблематика не может быть исчерпана в рамках выпускной квалификационной работы, так что здесь скрыт потенциал развития темы в дальнейших исследованиях. В качестве рекомендации автору можно предложить чётче формулировать объект и предмет исследования, так как широкая трактовка, предложенная на странице 5, скорее годится для научно-исследовательских, а не творческих работ. Ведь конечным итогом данного дипломного проекта становится собственная документальная лента, а не полноценная характеристика документальных фильмов-портретов на современном телевидении. Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим основам изучения телевизионного портретного очерка. На этом этапе исследования автор довольно подробно описывает этапы становления портретного телевизионного очерка. Глубокое изучение научных трудов предшественников позволяет А. С. Колосовой сравнить существующие классификации и предложить в качестве альтернативы свою. Отметим, однако, что особенностями жанра очерка автор предлагает считать следующие (с. 9): фактичность, аналитичность, проблемность, типизацию, адресность и образность. С нашей точки зрения, это не особенности жанра очерка, а стилевые доминанты публицистического стиля. Тогда как жанр должен описываться с точки зрения жанрообразующих факторов: должны быть определены его целеустановка, особенности содержания, а также языковые и неязыковые средства, формирующие поликодовый текст, каким является телевизионный портрет. Такая неопределённость в описании исследуемого жанра не уменьшает интереса, с которым воспринимается исследование и не умаляет достоинств работы, к которым относится широта привлекаемой эмпирической базы и внимание к многообразию очерковых форм на телевидении. Во второй главе автор обращается к описанию выразительных средств, востребованных в фильме-портрете. К ним Анастасия Сергеевна относит драматургию и аудиовизуальные средства выразительности. Эта часть исследования сводится к перечислению видов композиции и аудиовизуальных средств выразительности и их функций. Во второй главе диплома не хватает аналитичности изложения. Перечислительный характер не позволяет сделать выводы о том, какие средства выразительности, по мысли исследователя, обладают наибольшим воздействующим потенциалом, какие на современном этапе наиболее востребованы, что, с учётом запросов современной аудитории, становится главным контактоустанавливающим средством в документальном телевизионном фильме. Третья глава исследования посвящена описанию практической работы. А. С. Колосова даёт представление об основных этапах создания документального фильма-портрета: подробно описывает замысел, выбор композиции, ход съёмок и проч. В качестве рекомендации хотелось бы отметить, что при описании собственной работы следует воздерживаться от оценочных суждений, таких как этот приём успешно использовался для плавного перехода от одной смысловой конструкции к другой (с. 53), оставив оценку на откуп зрителю. В завершение анализа исследовательской части диплома хотелось бы призвать выпускницу к более тщательному отношению к слову, потому что некоторые грамматические (с. 4, 11, 26), речевые (12, 19, 23, 26), стилистические ошибки порой затрудняют восприятие мысли исследователя, а орфографические ошибки (с. 9,16, 38, 46 и т. д.) в принципе недопустимы в речи журналиста. Сам фильм «На краю Ойкумены» производит очень благоприятное впечатление. Как нам кажется, автору удалось создать образ главного героя фильма – мудрого и в то же время наивного человека. Чувствуется неравнодушное отношение журналиста к В. А. Крюцину, видимо, поэтому создаётся эффект непосредственной беседы с человеком в кадре. Заметна длительная подготовка к съёмкам, трепетное отношение к отснятому материалу, тщательный отбор видеоряда и речевого материала. Хорошо освоив теоретический базис, изложенный в первых главах исследования, автор умеет создать нестандартный зачин, выбрать соответствующее цели композиционное решение, применить спецэффекты, которые удерживают зрителя в эмоциональном напряжении в течение всего времени просмотра. К недостаткам можно отнести некоторую затянутость фильма: при большей динамичности, сжатости видеоряда можно было бы избежать периодических спадов внимания к развитию сюжета. Затянутость, скорее всего, происходит оттого, что автору жаль отказаться от удачных, с её точки зрения, кадров и желания показать все стороны жизни симпатичного ей героя. Вторым недочётом можно считать название фильма: случайно сказанная героем фильма фраза, несмотря на её очевидную красоту, не должна служить названием всей ленты в целом. У выбранного для названия фильма прецедентного высказывания есть глубокий философский подтекст, не соотносящийся с содержанием фильма. Впрочем, это замечание – результат субъективного восприятия представленной на защиту практической работы, и оно не может повлиять на положительное впечатление от фильма-портрета в целом. С нашей точки зрения, у автора есть значительный потенциал, развивая который А. С. Колосова со временем может стать очень хорошим режиссёром документальных фильмов. Напоследок следует сказать несколько слов об оригинальности работы: на защиту представлено самостоятельное исследование, проверка на предмет некорректных заимствований подтверждает это утверждение (17% заимствований, которые по большей части имеют технический характер). Несмотря на высказанные замечания, выпускная квалификационная работа А. С. Колосовой соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает высокой положительной оценки. 26 мая 2016 ст. преп. кафедры речевой коммуникации Н. А. Прокофьева