ОТЗЫВ официального рецензента на ВКР Козак Елены Владимировны «ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИЗАЙНА ОТРАСЛЕВОЙ ПЕРИОДИКИ» Елена Владимировна Козак в своем дипломном исследовании обращается к теме, которая имеет особое значение, поскольку развитие различных отраслей (стратегия национального масштаба) так или иначе тесно связана с коммуникациями как внутри отдельно взятой отрасли, так и во внешнем информационном пространстве. Соответственно, анализ негативных и позитивных характеристик отраслевой прессы в ретроспективе и перспективе дает возможность более эффективного использования таких СМИ в информировании как профессионального сегмента аудитории, так и её более широкой, по вопросам современного состоянии и дальнейшего развития той или иной отрасли. Несомненную актуальность данной работе придает и то, что автор, являясь непосредственным участником процесса создания визуального облика петербургского журнала мясоперерабатывающей индустрии, предлагает свои практические рекомендации по концепции успешного развития отраслевого издания в современных условиях, при которых, для того чтобы оставаться на «плаву», многие СМИ трансформируются и изобретают новые формы подачи информации. Более того, актуальность исследования обусловлена ситуацией на петербургском рынке товаров и услуг – реализация государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге», которая опирается на основную стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, предполагает не только развитие отдельно взятых отраслей, но и поиски эффективных механизмов информирования и пропагандированная местных компаний. И в этой связи, исследование отраслевых медиа представляется весьма перспективным направлением. Несомненным достоинством работы является основательно представленная в работе степень научной разработанности темы. Исследование выполнено с позиций современной науки и методологии, на основе широкого круга привлеченных научных работ, монографий, статей и широкого круга эмпирического материала. Анализ текстуальных совпадений между текстом ВКР и источниками, авторство которых установлено, проведенный в системе Blackboard в программе Safe-Assign, и содержательная экспертиза текстуальных совпадений показали, что выявленные совпадения (7%) носят исключительно технический характер (даты, названия источников, учреждений, адреса в Интернете). Дипломная работа Козак Елены Владимировны представляет собой оригинальную попытку комплексного, системного анализа современного состояния российской отраслевой периодики. Кроме того, автор определяет направления (рекомендации) для совершенствования (модернизации) медиа-модели таких журналов. Именно это и является целью исследования, в соответствие с которой решается ряд задач: определяется степень разработанности проблемы в области дизайна отраслевой периодики; рассматриваются основные этапы развития дизайна отраслевой периодики; выявляются основные тенденции современной журнальной периодики; изучаются принципы построения композиционно-графической модели изданий в мясоперерабатывающей сфере. В первой главе дипломной работы Еленой Владимировной была подробно рассмотрена эволюция и современное состояние рынка отраслевых изданий. В данной части исследования автор на хорошем уровне дает обзор основных этапов развития отраслевой прессы России. Рассматривая параметры композиционно-графической модели современного отраслевого журнала, Елена Владимировна выделяет её характерные черты, вместе с тем, фокусируя внимание на том, что для каждой отрасли свойственны свои особенности в визуальном облике печатной продукции. Автор определяет, что вопрос типологии в отношении отраслевой прессы еще окончательно не разрешен и нуждается в дальнейшем изучении. Журналы данной группы, как и другие издания, используют традиционные средства оформления. Однако с усовершенствованием технических средств, присутствующих в арсенале дизайнера, отраслевые журналы подвергаются непрерывному изменению. Во второй главе автор обратилась к анализу журналов, функционирующих в рамках мясоперерабтывающей индустрии. В этой связи особый интерес вызывают второй и третий параграфы, в которых заключен весь смысл дипломного исследования. Елена Владимировна со знанием дела сравнивает концепции двух российских журналов – лидеров в сфере отечественной «мясной» периодики («Митмэйкер» и «Мясная сфера»). Данный анализ позволил автору выявить ключевые тенденции в организации изданий в мясоперерабатывающей отрасли, дать объективные рекомендации к дальнейшему продвижению проектов, а также сформулировать некоторые выводы. В частности, Елена Владимировна замечает, что они совершенно разные по стилистической направленности и дизайну журналы при этом имеют одну аудиторию и тематику. И «уникально то, что претерпев изменения под влиянием одних и тех же факторов, каждый из двух изданий («Митмэйкер» и «Мясная сфера») выбрал свой неповторимый стиль и стал одним из ведущих в своей отрасли» (стр. 48) . Научная и прикладная новизна исследования определяется не только тем, что в работе едва ли не впервые выявлена специфика периодики подобного типа, но также удачным анализом зависимости успешности отраслевого журнала от его эффективного визуального и текстового наполнения. Работа неплохо структурирована, логична. В ней очень хорошо просматривается последовательность решения задач. Отмечая новизну исследования, актуальность темы, а также новизну выводов, к которым приходит автор, вместе с тем, следует также указать на ряд моментов, которые, на наш взгляд, вызывают вопросы, требуют доработки. Размышляя о композиционно-графической модели современного отраслевого издания, Елена Владимировна фокусирует внимание исключительно на российской рынке таких журналов. Было бы логично воспользоваться опытом, например, европейской и американской отраслевой прессы для того, чтобы сравнить концепции; выявить те особенности, которые было бы целесообразно адаптировать в российской медиасреде; в конце концов обозначить тот опыт в развитии, например, бразильской мясоперерабатывающей периодики, который бы пригодился в реализации подобных проектов в России. ВКР носит название «Эволюция и современное состояние дизайна отраслевой периодики». И Елена Владимировна очень хорошо и подробно анализирует и разбирает современную композиционно-графического модель именно отраслевых журналов, но части, в которой она рассказывала бы о, собственно, эволюции визуального облика отраслевой периодики, я так и не нашел. По сути, тому, как формировалась КГМ российской журнальной отраслевой периодики, посвящен третий параграф первой главы. Но в нем Елена Владимировна показывает лишь общие концепции композиционно-графической модели журналов, не фокусируя внимания конкретно на отраслевых изданиях. Это несколько портит благоприятное впечатление от исследования. Выражу субъективное мнение, но, как мне кажется, временами автор увлекается и забывает про научный стиль повествования. Это чувствуется даже в заключении, где автор, сравнивая композиционно-графическую модель журналов «Мясная сфера» и «Митмейкер», заявляет следующее: «На наш взгляд, журнал «Мясная сфера» больше похож на арт-объект. А журнал «Митмейкер» можно назвать скучным и обыкновенным» (стр. 50). Есть вопросы по поводу объема некоторых параграфов. Например, первый параграф первой главы умещается в 3 страницы. Объем первого параграфа второй главы – 2 стр. В этой связи было бы более гармонично ограничиться двумя, а не тремя параграфами в обеих главах дипломного исследования. Общий объем текста работы составляет 52 страницы, что в принципе соответствует стандартам (50-60 стр.), но умиляет, как автор в заключении подчеркивает, что «в силу ограниченного формата нашего исследования, данная работа представляет собой лишь попытку оценить современное состояние отраслевых печатных изданий». Так возьмите и воспользуйтесь еще, как минимум, 10 страницами, чтобы более полно раскрыть исследуемую проблематику! Приведенные выше замечания и предложения-рекомендации нисколько не умаляют достоинств работы, главные из которых – высокий уровень анализа теоретических и практических положений исследования, самостоятельность, творческая инициативность в работе, убедительность и логичность выводов, перспективность дальнейшей разработки выявленных проблем. Считаю, что Елена Владимировна, кроме того, что содержанием данной работой достигла обозначенной цели и намеченных задач, также обозначила перспективный горизонт для дальнейших прикладных разработок как для себя, так и для коллег, занимающихся журнальным дизайном. Работа, несомненно, имеет практическое значение как при формировании общей концепции развития отраслевого журнала, так и при решении конкретных прикладных задач. В целом следует сделать вывод, что дипломная работа Козак Елены Владимировны «Эволюция и современное состояние дизайна отраслевой периодики» выполнена на высоком уровне, соответствует всем предъявляемым требованиям и, конечно же, заслуживает высокой положительной оценки. Официальный рецензент: кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики СПБГУ Р.В. Бекуров