Отзыв научного руководителя проф., д.ф.н. Павловской И.Ю. на ВКР бакалавра Волчковой Анны Владимировны на тему «Игровые цифровые тесты по английскому языку для старших школьников» Уровень образования: бакалавриат Направление 45.03.02 «Лингвистика» Основная образовательная программа СВ.5096 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский язык)» Представленная к защите выпускная квалификационная работа бакалавра Волчковой Анны Владимировны посвящена изучению методов и приемов языкового тестирования, предлагаемых широкому пользователю, и конкретно проектированию и апробации тестовых заданий на грамматические навыки для старших школьников, предъявляемых в форме компьютерных игр. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что универсальные принципы тестирования и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции имеют свои особенности в контексте обучения молодого поколения, ориентированного на цифровые продукты, и поиск форм контроля, способных замотивировать школьников старшего возраста, требует новых разработок. Цели, задачи и результаты исследования соответствуют требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. ВКР Анны Владимировны Волчковой содержит 54 страницы основного текста, список литературы насчитывает 40 наименований на русском и английском языках, в том числе словарей справочников и интернет-источников и 18 страниц приложений, включающих образцы тестов, статистические таблицы и скриншоты экрана в компьютерных играх. Основной текст проиллюстрирован 11 таблицами и двумя рисунками. Структура основного текста работы состоит из введения, 2х глав с выводами, заключения. Композиция сбалансирована, первая и вторая глава имеют приблизительно одинаковый объем. Введение содержит все необходимые классификационные характеристики ВКР (цели, задачи, предмет, объект, практическую ценность, методологическую базу). Содержание изложено логично, не содержит грубых нарушений норм русского языка, опечаток практически нет. Студентка работала планомерно, посещала семинары и консультации научного руководителя, освоила большой объем научных источников и провела эксперимент самостоятельно. В первой главе «Теоретические основы обучения школьников грамматическим навыкам с помощью игровых форм» автор анализирует предмет исследования - развитие грамматических навыков в английском языке. В этой же главе автор рассматривает основные принципы международной тестологии и практики языкового тестирования. Кроме того, автор подробно анализирует игровую форму подачи материала и другие формы повышения мотивации для фокусной группы исследования. Таким образом, рассмотрены лингвистические, психологические и дидактические основы предлагаемой практческой разработки. Глава написана грамотно и интересно. Во второй главе «Разработка цифрового игрового теста для развития грамматических навыков» автор переходит к тестологическому эксперименту, проведенному на базе Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева с участием 24 испытуемых. Спецификация теста представлена грамотно и подробно, включает структуру, объекты тестирования, типы заданий, критерии оценивания ответов. Особо необходимо отметить хорошее владение автором методов статистического анализа результатов тестирования. А.Д Волчкова применяет не только метод класссического тестового анализа, разработанный Спирманом, но и более поздний и актуальный на сегодняшний день метод анализа Георга Раша. Статистический анализ показал высокую степень надежности, хорошую дискриминантную способность вопросов и средний уровень сложности вопросов, что идеально для инструментов контроля тестового типа. Анкетирование школьников на предмет мотивации учебной деятельности школьников по методике, разработанной Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым, Т. К. Гижицким, Т. К Гавриченковой в 2017 году на основе Шкалы академической мотивации (ШАМ) Р. Валлеранда показало, что у данной выборки респондентов доминирующей мотивацией являются мотивации познания (16%), саморазвития (16%), достижения (15%) и самоуважения (13%). Отсюда автор делает вывод, что цифровые тесты в игровой форме хорошо мотивируют школьников 10-11 классов на выполнение заданий на грамматические навыки. Выводы автора отражают содержание работы и достойны внимания как тестологов, так и всех преподавателей иностранных языков. Работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к ВКР бакалавров в СПбГУ, в том числе, к ее оформлению. Считаю, что ВКР может быть допущена к защите и заслуживает оценки «Отлично» (A) с рекомендацией продолжить обучение в магистратуре. Научный руководитель, Д.ф.н., проф. И.Ю. Павловская 04.06.2024.