ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу (научно-исследовательская работа) студентки 5 курса очно-заочного отделения направления «Журналистика» КИФАРИШИНОЙ Ксении Олеговны «Проблематика онкологических заболеваний в современных аудиовизуальных СМИ» Выпускная квалификационная работа Ксении Олеговны Кифаришиной представляет собой творческую часть (пятнадцатиминутный фильм), и научно-исследовательскую, – полноценный анализ проблематики освещения онкозаболеваний экранными средствами. Исследовательская часть включает такие сложные аспекты, как отношения социума и системы здравоохранения, функции и инструментарий социальной журналистики, как институции, включенной в систему решения проблемы онкозаболеваний в социуме. Автору удается показать свою осведомленность в методологической базе социальной журналистики, а также в отсутствии единого мнения у специалистов по поводу того, что есть социальная журналистика, и можно ли вообще говорить о таковой. Такой дефинитивный разбор и анализ инструментария необходим Ксении для того, чтобы не сбиться с пути в выполнении творческой части работы, о чем она постоянно упоминает в первой части, что делает исследовательскую часть работы не просто теоретическим введением, а смысловым бэкграундом, неким фоном и входом для профессионального осуществления аудиовизуального проекта. Опираясь на методологию, предложенную М. А. Бережной, Ксения определяет алгоритмы освещения проблематики онкологических заболеваний в своей творческой работе для выявления главного показателя – «не угроза». Как подчеркивает Ксения, «поиск мотива «неугроза» ведется в материалах и творческой, и исследовательской части в рамках алгоритмов «отрасль» и «социальный субьект». Социальная информация в фильме Ксении, по ее замыслу, начинается с мезо- и микро-уровня, и имеет восходящее направление. Такое ясное и структурированное видение функционала своего творческого проекта, его целеполагания и (не побоимся этого слова в данном контексте) миссии определяют конкретное гуманистическое послание, направленность к человеку, вовлеченному в проблематику онкозаболеваний, а также предопределяют поиск выразительных средств для достижения полноты в осуществлении замысла, или цели, проекта. Описанию выразительных средств в телепроектах, а также анализу обширной эмпирической базы, состоящей из телепрограмм и фильмов как отечественного, так и зарубежного производства, посвящена вторая глава исследовательской части работы. И здесь тоже автор проявляет способность к системному анализу, умению мыслить структурно и критически, отбирать существенное и отбрасывать лишнее. После приведенного анализа третья часть исследовательской работы (описание проекта) и собственно фильм производят впечатление полноценного синтеза. Исследовательская и практическая часть оказываются неразрывно связанными, и в контексте выпускной квалификационной работы это качество представляется особенно ценным. Фильм Ксении Кифаришиной «Без маски» снят на высоком профессиональном уровне, без скидок на то, что это студенческая работа. Возможно, это связано с тем, что автор фильма является одним из его героев, и проблематика онкозаболеваний знакома ему не понаслышке. В то же время, зритель смотрит на главных героев фильма со стороны, интроспекцию видим только мы, знакомые с журналистом и режиссером Ксенией Кифаришиной. Достоинства технологических приемов и монтажа фильма автор рецензии опустит, не считая себя вправе разбирать подробно ту сферу, в которой не является специалистом, но хотел бы обратить внимание на то, что фильм запоминается яркими, статичными образами, почти фотографического характера, причем запоминаются как крупные планы, так и панорамные съемки. Две главные героини настолько харАктерны, что превращают фильм в подобие маленького эпоса на фоне узнаваемого Города. Нельзя не отметить и удачу, сопутствовавшую автору фильма в том, какими фактурными и афористичными получились речи героев фильма. Приведу только небольшую часть из них: «Представить – возможно, понять – ни за что на свете», «Я подумала: у меня нет времени. У меня нет времени болеть. У меня нет времени сдавать анализы. Мне нужно было сдавать экзамены», «Химия, – и вроде счастливая, потому что знала, что это толкок к лечению», «Пожизненной нам ремиссии». Если говорить о недостатках работы, то они представляются незначительными: несколько небрежное оформление библиографического списка в исследовательской части и такое же пренебрежение к начальным и заключительным титрам фильма свидетельствуют о том, что, возможно, Ксении стоит обратить внимание на детали, в том числе и типографические. Указанные недостатки нисколько не умаляют общего впечатления от работы Ксении Кифаришиной. Дипломная работа Ксении, безусловно, заслуживает высокой оценки. Рецензент ст. преподаватель кафедры Медиадизайна и информационных технологий П.Ч. Хан 22.05.2016