Рецензия на выпускную квалификационную работу Кристины Игоревны Дударевой «Графическая иллюстрация как элемент дизайна современного журнала» Работа К.И. Дударевой посвящена изучению графической иллюстрации, под которой понимается авторская иллюстрация (рисунок или коллаж), созданный с помощью традиционных художественных материалов или компьютерной графики. Графическая иллюстрация рассматривается как элемент дизайна журнала. Системные исследования подобного рода отсутствуют, поэтому работа отличается новизной. Объект исследования – графическая журнальная иллюстрация, рассматриваемая в ретроспективе и в её современном состоянии в современных российских иллюстрированных журналах различных типов: мужские, женские журналы, глянцевые издания, общественно-политические и научно-политические издания. Предмет исследования – место и роль графической иллюстрации в визуальном контенте журнала; методы и средства художественной выразительности в иллюстрации; основные тенденции в современном журнальном иллюстрировании. С ориентацией на предмет исследования сформулирована цель и поставлены соответствующие задачи (попутно отметим, что авторская формулировка предмета исследования требует некоторой корректировки). Эмпирическую базу исследования составили графические иллюстрации в журналах «Эксперт», «Дилетант», «Коммерсант Власть», «GQ», «Rolling Stone», «Esquire», «Vogue», «Cosmopolitan», «Psychologies», «Вокруг Света» за период с 2011 по 2015 год, Общий объем проанализированного материала – 514 номеров, что достаточно, чтобы результаты исследования обладали достоверностью. Теоретическая база исследования сформирована в первой главе «Эволюция журнальной графики». Автор опирается на работы по истории журнального и книжного оформления, на исследования в области дизайна периодических изданий, на работы по истории искусства. Глава интересна в содержательном плане, читается с интересом. Эволюцию журнальной графики автор анализирует на широком историко-культурном фоне начиная со стилистики оформления журнала в 17-18 вв., сложившейся под влиянием барокко, с эпохи классицизма, характеризующейся логикой, ясностью, монументальностью, пропорционально выверенной композицией. В дальнейшем значительное внимание автор уделяет книжной графике, сложившейся под влиянием таких стилей и направлений, как модерн, авангард, неопластицизм, конструктивизм, супрематизм, ар-деко, сюрреализм, неоабстракционизм, поп-арт, гиперреализм, неоэкспрессионизм. Во всех случаях книжная графика рассматривается как один из базовых компонентов стиля (направления). Важным представляется положение, согласно которому при переходе от стиля к стилю меняется количественное соотношение иллюстрации, текста и свободного пространства, которое также рассматривается как знаковая система. Автор уделяет внимание различным техникам создания изображения (от ксилографии и литографии до компьютерных технологий), рассматривая чисто технологические компоненты как элементы особой знаковой системы, формирующей содержание невербального текста: линия, цвет и др. Анализируя особенности журнальной иллюстрация на современном этапе, автор говорит о многообразии стилевых решений, когда художественное многообразие осмысливается как возможность акцентировать внимания на тематике издания. Автор констатирует факт: рисованная иллюстрация, находившаяся в упадке в конце XX века, сегодня возвращается в журнальные издания, что соответствует общей тенденции к визуализации информационного потока. Во второй главе автор последовательно проводит анализ графической иллюстрации в следующих журнальных изданиях: женские журналы («Vogue», «Cosmopolitan»); деловые издания («Эксперт», «Коммерсант-Власть»); научно-познавательные издания («Дилетант», «Вокруг Света», «Psychologies»); мужские журналы («GQ», «Esquire», «Rolling Stone»). Не совсем понятно, на каком основании «Rolling Stone» отнесен к мужским журналам. Вторая часть исследования носит в основном типолого-статистический характер, полученные результаты автор представил в виде диаграмм, находящихся в приложении. (На наш взгляд, было бы целесообразнее расположить их в соответствующих фрагментах текста работы). В диаграммах указано среднее количество графических иллюстраций в номере («Esquire», «GQ», «Эксперт», «Коммерсант-Власть», «Psychologies», «Rolling Stone». «Вокруг Света») с распределением по отдельным типам (фотография, графическая иллюстрация, инфографика, другое). Интересны результаты качественного анализа. Автор выявил, что наибольшее количество графических иллюстраций приходится на период с 2011 по 2012 год. 2013 год – резкое уменьшение количества авторских иллюстраций, затем очередной подъем. Одновременно возрастает удельный вес визуального компонента (полосные иллюстрации, в том числе фотография, и инфографика). Женские журналы к 2015 году полностью переходят на иллюстрации-фотографии. В мужских журналах несколько материалов в каждом номере сопровождается авторской иллюстрацией, исполненной в технике компьютерной графики. Складывается традиция: от одной до трех рубрик сопровождать авторской иллюстрацией, что становится способом формирования индивидуального визуального облика издания. Что касается содержательных особенностей авторской иллюстрации, то в деловых изданиях используется карикатура, шарж, коллаж, создающие ироничный, даже сатиричный подтекст. Научно-образовательные издания используют иллюстрацию, просто визуализирующую информацию. Какие-либо принципиальные возражения против содержания работы отсутствуют. Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания отдельных дисциплин на факультетах журналистики. В целом выпускная квалификационная работа К. И. Дударевой «Графическая иллюстрация как элемент дизайна современного журнала» отвечает предъявляемым требованиям и заслуживает высокой оценки. Профессор кафедры речевой коммуникации доктор филологических наук В. И. Коньков 23 мая 2016 года