Отзыв рецензента на выпускную квалификационную (дипломную) работу студентки 4 курса очной формы обучения направления «Журналистика» ГРУЗДЕВОЙ Анны Юрьевны Цвет как элемент авторского стиля в медиафотографии (творческая работа) Научный руководитель ˗˗ Беленький А. И., старший преподаватель Актуальность темы, выбранной автором, не вызывает сомнения. Цвет – один самых сильных инструментов фотохудожника, в каком бы жанре и стилистике он не работал. Для вдумчивого исследователя здесь найдётся огромный простор для поиска В главе I автор рассматривает роль и значение цвета в искусстве - даёт обзор существующих определений цвета, анализирует теоретические работ на эту тему - с достаточной глубиной, и без лишней наукообразности. Однако довольно часто автор злоупотребляет цитированием. Так, стр. 5 – 6 почти полностью состоят из цитат, и это не единственный пример. Но есть и приятные исключения. Обсуждение цвета платья (стр. 9) показывает, что автор опирается не только на работы признанных авторитетов, но и на собственный анализ самых последних события и дискуссий, относящихся к теме ВКР. Краткость анализа цвета в живописи, иконографии, рекламе оправдана – она даёт необходимый бэкграунд, но не перегружает излишней информаций и не отвлекает от основной темы ВКР. Интересен приводимыми историческими фактами, и не перегружен излишней информацией раздел о цвете в кинематографе. Продуманно выбранные примеры – не только исторические, но и близкие нам по времени – логично подводят читателя к главной теме работы. К сожалению, встречаются досадные исторические неточности. Общепризнанно, что официальной датой рождения фотографии считается не 1826 год, как утверждает автор (это время создания первого сохранившегося изображения) а 7 января 1839 года. Именно в этот день на заседании Парижской Академии наук было объявлено об изобретении Луи Дагером так называемой дагеротипии — способа непосредственного получения позитивного постоянного изображения. Раздел о трансформации цветных фото в черно-белые и черно-белых в цветные радует свежими цитатами (Дональд Вебер, 2015 год, стр. 16.) Однако выбор в качестве единственного примера (стр.17 – 18) восстановление цвета на ч/б снимках по технологии Solargreen Ильи Смирнова выглядит не очень убедительным и случайным . Анализ применяемых цветовых моделей и методов обработки цифровых фотографий (стр. 20 – 24) проведен подробно и качественно. Но выбор единственного эксперта (П. Косенко, стр 23 – 24) опять же не обоснован. Для исследователя было бы более уместно пользоваться не только публикациями, но самой опросить несколько известных фотографов, задав им более точные и информативно ценные вопросы. Аналогично в разделе 5.1 «Инстаграм» - цитирование занимает две трети её объема, хотя, на мой взгляд, подход исследователя должен заключаться в том, чтобы путём опроса или анкетирования собрать палитру мнений об этом новом явлении. Вывод (5.3) не добавляют авторского анализа, а лишь кратко повторяет изложенное ранее в главе 1. И почему-то опять главным и единственным авторитетом остается фотограф Косенко, что удивляет, при всём уважении к этому талантливому мастеру. Есть замечания по стилистике. Странно выглядят такие сокращения; Л. да Винчи, И. Ньютон, И. В. Гёте, И. Иттен (стр.26). Формально это нельзя назвать ошибкой, но все же лучше было бы полностью написать имена Леонардо, Исаак или Иоганн-Вольфганг. К тому же большое количество не исправленных опечаток по всему тексту работы создает впечатление небрежности и торопливости. Главная часть ВКР изложена в главе II “Анализ цвета в медиафотографии». Её несомненное достоинство – интересный эксперимент по отслеживанию движения глаз при рассматривании цветного и черно-белого снимка. Жаль только, что он был проведен всего на двух снимках. Этого явно недостаточно для получения статистики и обоснованных выводов. С этим соглашается и автор работы в последнем абзаце раздела «Вероятно, эти данные могут быть другими, в зависимости от демонстрируемых снимков, количества испытуемых и некоторых других факторов» (стр. 30). Если так, в чём научная ценность этого интересного и уместного для данной работы эксперимента? Интересен выбор мастеров, чье творчество рассматривается для исследования цвета как инструмента авторской стилистики. Самая интересная часть работы - творческая. Автор нашла необычную наглядную форму видеопредставления экспертных мнений, подобрала представительный ряд этих экспертов – от врача до фотографов и фоторедакторов. Однако к этому весьма качественному мультимедиа интервью напрашивается продолжение. Логическим выводом могла бы стать подборка собственных фоторабот автора. В них она бы показала, как фотограф, опираясь на результаты проведенного исследования, может сознательно менять восприятие цветных медиафотографий. Увы, этого не сделано, фоторабот автора мы так и не увидели. Тем не менее, несмотря на высказанные замечания, выпускная квалификационная работа Грузевой А. Ю. соответствует необходимым требованиям и заслуживает положительной оценки. Непонятно только, зачем автор сама принижает уровень своей работы, в самом последнем абзаце повторяя что «результаты могут быть другими, более точными, если количество испытуемых увеличится и если демонстрировать большее количество снимков». Даже если это так, для чего говорить это дважды (стр. 30 и 42)? Ведь запоминается последнее слово. А. Е. Чиженок, старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики