РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Григорьевой Анны Андреевны «ДИХОТОМИЯ «СВОЙ-ЧУЖОЙ» В РОССИЙСКОМ ЭФИРЕ (В ПЕРИОД ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА В СИРИИ)» Кафедра телерадиожурналистики Очно-заочная форма обучения Выпускная квалификационная работа Григорьевой А. А. посвящена очень важной и актуальной теме. Это обусловлено большой зависимостью современного общества от информационных потоков, которые особенно активизируются в период международных военных противостояний. Поэтому рассмотрение автором информационной борьбы, механизма управления информационно-психологическим обеспечением вооруженных конфликтов представляет злободневный характер. Новая среда обитания – медийная, со специфичной медиаиндустрией, требует от науки нового осмысления динамических социокультурных процессов конструирования образов «свой» и «чужой» при освещении вооруженных конфликтов. Цель исследования – выявить средства и способы конструирования образов «свой» и «чужой» при освещении вооружённого конфликта в Сирии аудиовизуальными российскими СМИ. Задачи ВКР: - проследить развитие дихотомии «свой-чужой» в российской культуре; - определить стилистические средства при формировании образов «свой» и «чужой» аудиовизуальными СМИ; - выявить мотивы и инструментарий при употреблении понятий «свой», «чужой» и подобных им в аудиовизуальных СМИ при освещении сирийского конфликта 2015-2016 гг. Методы данного исследования: историческая реконструкция, дискурс-анализ, контент-анализ и метод сравнения. «Объект исследования – стилистические и выразительные средства при формировании образов «свой» и «чужой». Предмет исследования – образы «свой» и «чужой» в российском телевизионном эфире в период сирийского конфликта 2015-2016 гг. » (С.5) , заявленные автором, сформулированы некорректно, и вступают в противоречие с эмпирической базой, а именно, - «информационный эфир российских телеканалов: Россия 1, НТВ, РБК». Данный контент дипломантка и рассматривает в тексте ВКР как объект исследования. Как считает Григорьева А. А. , «новизна работы заключена в предмете исследования: рассматривается информационный материал российского телевидения на примере военного конфликта, где многомерное поле враждующих сторон не укладывается в рамки классической дихотомии» (С.5). Данная аргументация требует уточнения предметно-объектного поля исследования. Работа имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение и список литературы. Правда, отсутствует Приложение, которое дает возможность визуализации текста ВКР, графического обобщения исследования. Научный текст характеризуется чрезмерной дробностью глав. Заголовки второй главы целесообразно конкретизировать, указав направления анализа телевизионных каналов. Требует стилистического согласования название первой главы. Производит приятное впечатление убедительная аргументация выбора эмпирического материала. На этом фоне заявленные во введении теоретические источники необходимо расширить научными работами военных историков, специалистов в сфере международных отношений, востоковедов. Обидно, что Анна Андреевна Григорьева не представляет взгляды ученых Санкт-Петербургского государственного университета по заявленной проблеме. Например, профессор Николай Лукьянович Волковский занимается теоретическими аспектами журналистики «горячих точек», и его научные работы могли бы расширить и дополнить теоретическое поле исследования. Автор ВКР анализирует в первой главе различные трактовки терминов, актуальных для СМК, раскрывая историю введения категориального аппарата в научный оборот. Все содержание данной части диплома логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из трудов авторитетных зарубежных и российских ученых. Григорьева А. А. умело использует исторический метод при описании политического режима современной Сирии. Достоинством работы можно считать разноплановый анализ особенностей конструирования современной медиа - реальности гуманитарной наукой, типологию понятий «свои» и «чужие» этнопсихологией, лингвистикой и психологией, систематизацию языковых средств выражения дихотомии «свои» - «чужие». Теоретические работы, рассмотренные в первой главе исследования, стали основательной базой для эмпирической части дипломного сочинения, которая, сохраняя практическую значимость, представляет одновременно интересную историю, которая нуждается в более конструктивных обобщениях. Заявленный во введении метод контент-анализа вызывает предвкушение глубины анализа в эмпирической части ВКР, однако мы не видим количественных подсчетов языковых средств выражения дихотомии «свой» - «чужой» в освещении вооруженного конфликта в Сирии. Например, на с. 54 автор констатирует « Текст насыщен оценочными конструкциями…». А где статистика, как первоочередной атрибут контент-анализа? Очень хорошее впечатление за счет соблюдения логики, ясности формулировок и суждений, реализации принципов системности производит заключение научной работы. Таким образом, цель диссертации представляется достигнутой, задачи – решенными. Система Blackboard зафиксировала 14% заимствований, содержательное изучение которых указывает на их технический характер. В то же время, хотелось бы выразить ряд пожеланий: 1. Корректно сформулировать предмет и объект исследования. 2. Полнее использовать в эмпирической части теоретический инструментарий первой главы. Например, единицы лексико- грамматического и текстового уровней анализа контента (с. 40-42) не в полном объеме присутствуют во второй главе. 3. Использовать Приложение в структуре ВКР. 4. Обратить внимание на культуру оформления научного текста. Выпускная квалификационная работа Анны Андреевны Григорьевой соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «ВШЖиМК» СПбГУ Л. П. Марьина