Отзыв на дипломную работу Басниной Лады Дмитриевны «Визуальная идентификация как элемент корпоративного стиля (на примере автомобильной отрасли)» Дипломная работа Лады Дмитриевны Басниной посвящена значимой в последние годы научной и практической проблематике визуальной идентификации и корпоративного стиля. Тема работы является актуальной и недостаточно разработанной в отечественной науке. О не разработанности темы говорит отсутствие специализированной литературы, в которой бы напрямую анализировались достоинства и недостатки тех или иных приемов и средств визуальной идентификации при организации промо-акций. Работа носит междисциплинарный характер, что представляет собой новаторский подход к изучению некоторых аспектов брендинга в автомобильной отрасли. Структура работы традиционна – она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются основные теоретические подходы к понятиям визуальной идентификации и корпоративного стиля, выявляется значение маркетинговых коммуникаций для построения бренда и анализируется феномен event-менеджмента на российском рынке. Во второй главе дипломница проводит подробный анализ фирменного стиля компании Volkswagen и разрабатывает пакет фирменного стиля для тест-драйва автомобиля Volkswagen Beetle. Цель рецензируемой работы, которую указывает ее автор – создание комплекса средств визуальной идентификации и многостраничного проекта как элемента корпоративного стиля на примере промо-проекта для автомобильной компании Volkswagen. Отметим, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Согласимся с дипломницей, что разработанная акция может способствовать повышению продаж конкретной модели Volkswagen New Beetle, а также – всей линейки автомобилей Volkswagen посредством визуальной идентификации потенциальным потребителем акции и бренда в целом. Отдельно следует отметить композиционно-графическую модель брошюры для промо-проекта – тест-драйва автомобиля «Жук» 1953 года, представленную в приложении. В параграфе 2.2. Лада Дмитриевна утверждает, что «Концепция издания заключается в том, чтобы передать «корпоративный дух» легендарного бренда» (с.39). И это ей действительно удается – в брошюре четко прослеживается единообразность корпортивного стиля компании Volkswagen. Дипломница удачно подобрала иллюстративный материал - качественные изображения, хорошо отображающие эпоху, привлекательные для потребителя. В брошюре используется горизонтальная и вертикальная верстка, ее можно читать как в вертикальном виде, так и в горизонтальном виде. Лада Дмитриевна пишет на 39 стр., что «вертикальная верстка передает трансформацию модели, в то время как горизонтальная рассказывает о значимых событиях, которые случились в то время». Однако, на взгляд рецензента, это спорный момент, читать такую брошюру неудобно. Видна попытка использовать модульную сетку для верстки - паттерн расположения мелких фотографий сохраняется от страницы к странице. Однако почему-то текст местами накладывается на фотографии. В работе есть и еще ряд недочетов: • отсутствуют выводы по первой главе, • во введении нет описания эмпирической базы исследования, • небрежно оформлены ссылки на используемые источники, • в тексте встречаются опечатки, • не все утверждения и примеры подкрепляются ссылками, в частности в третьем параграфе первой главе присутствует всего только одна ссылка, • на стр. 36 утверждается, что event-менеджмент – это разновидность PR, что не совсем корректно, • в первой главе автор использует понятие «корпоративный стиль» (как и в названии работы), а во второй употребляется понятие «фирменный стиль». Необходимо, на наш взгляд, на защите прояснить – видит ли автор разницу между этими двумя понятиями или использует их как синонимы? Однако указанные недочеты не влияют на в целом положительное впечатление от работы. Дипломная работа Лады Дмитриевны Басниной «Визуальная идентификация как элемент корпоративного стиля» представляется интересной, самостоятельной, актуальной, она соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Рецензент к.ф.н., доцент доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении О.Г. Филатова 19.05.2016