ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе студентки IV курса факультета социологии, направления «Социологические исследования в цифровом обществе», Кузнецовой А.А. на тему «Компетентностный профиль востребованного специалиста в цифровой экономике» Выпускная квалификационная работа Кузнецовой А.А. изучению актуальной темы, в которой взаимосвязаны две ключевых для развития российской экономики проблемы: дефицит кадров на рынке труда и переход на подбор сотрудников, основанный на проверяемых компетенциях. Текст ВКР состоит из двух глав. В первой теоретической главе раскрываются процессы общественной трансформации, способствующие смене хозяйственных укладов. Студенткой акцентируются ключевые процессы информатизации, медиатизации и цифровизации, стимулирующие современные изменения в экономике, производство товаров и услуг, трудовые бизнес-процессы. Современность, охарактеризованная во взаимосвязи с хозяйственной системой, представлена в форме «общества знаний» или «когнитивного капитализма», а, также, «цифровой экономики», что приводит, с одной стороны, к повсеместной нехватке кадров, а с другой стороны – к формированию новых требований к соискателям работы. Во втором параграфе первой главы подробно анализируются ключевые понятия и теоретические подходы, которые определяют профессионального работника как квалифицированного специалиста, прошедшего обучение и выполняющего трудовые задачи в рамках усвоенных знаний. А.А. Кузнецова подчеркивает, что сегодня, однако, современные профессионалы столкнулись со значительными вызовами, в результате которых меняется парадигма подготовки и трудовой деятельности специалистов. Поэтому, в третьем параграфе освещаются изменения профессионализма в направлении распространения компетентностного подхода, который в корне меняет представления о содержании профессиональной деятельности в современном мире. Автор разбирает историю вопроса и анализирует новые подходы и понятия: компетенция, компетентность, используя российские и зарубежные разработки, исследования, политические документы. Итогом является выделение ключевых концепций и групп компетенций, на основании которых в следующем четвертом параграфе проводится анализ востребованных компетенций на современном рынке труда. Среди них отдельно выделяются те, наличие которых у работников приносит не просто пользу предприятию и повышает производительность труда, но и особенные, редкие знания, умения и навыки, которые отличают выдающихся работников от средних исполнителей. Таким образом, автор указывает на две значимые категории компетенций: с одной стороны, типичные, наиболее распространенные, которыми должны владеть современные профессионалы, а, с другой стороны, наиболее ценные, редкие и выдающиеся. Вторая эмпирическая глава посвящена анализу востребованных компетенций на российском рынке труда ИТ-специалистов. Выбор этой сферы деятельности для проведения эмпирического исследования является неслучайным. Именно ИТ-специалисты являются мотором развития новой, цифровой экономики. Востребованные компетенции для занятости в данной отрасли во многом отражают актуальный дискурс о профессионализме и соответствует выводам, полученным студенткой в результате теоретического изучения темы исследования. Автор представляет методологию исследования, основная часть которой связана с компьютерной обработкой и машинным анализом текстовых данных. Помимо продвинутых методов исследования и сложной технической архитектуры, что заслуживает отдельного положительного отзыва, А.А. Кузнецова предлагает оригинальную авторскую концепцию послойного выделения компетенций из текстов вакансий, собранных с российского работного сайта hh.ru. В итоге проделанной исследовательской работы студентка получила уникальные результаты, представленные во втором параграфе второй главы. Во-первых, выделены девять групп универсальных компетенций, востребованных на рынке труда ИТ-сферы. Помимо узкопрофессиональных компетенций, которыми должны обладать специалисты, существует значительный спрос на управленческие, когнитивные и коммуникативные компетенции. Необходимо отметить, что сегодня только в 30% случаев работодатели требуют от соискателей формального образования (полученного в сертифицированном учреждении профессионального образования). Второй существенной особенностью является то, что компании практически не требуют от кандидатов опыта работы на аналогичной должности, что прямо противоречит традиционной модели найма. А.А. Кузнецова зарекомендовала себя добросовестной, ответственной и активной студенткой на протяжении всего времени обучения. В течение обучения на 4 курсе она являлась членом творческого коллектива гранта РНФ 23-28-00011. Считаю, что выпускная квалификационная работа полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым в СПбГУ к работам бакалаврского уровня. Отдельные разделы исследования рекомендую к публикации. Таким образом, дипломная работа А.А. Кузнецовой вполне заслуживает оценки «отлично». Доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии И.Л. Сизова