Отзыв научного руководителя проф., д.ф.н. Павловской И.Ю. на ВКР бакалавра Цзян Кэмэй на тему «Восприятие и произношение английских согласных носителями китайского языка» ООП СВ.5040. «Английский язык и литература» по направлению 45.03.01 «Филология» Представленная к защите выпускная квалификационная работа бакалавра Цзян Кэмэй является экспериментально-фонетической. Она потребовала от бакалавра навыков экспериментального исследования, с которыми по программе курса Теоретической фонетики студенты знакомятся лишь поверхностно. Однако, в рамках компетенции выпускающегося бакалавра автор справилась с поставленной задачей. Тема соответствует основной образовательной программе «Английский язык и литература». Актуальность темы обусловлена тем, что для носителей языков, существенно отличающихся от английского, таких как китайский, произношение и восприятие английских звуков, особенно согласных, представляют собой сложную задачу. Поэтому и цель работы формулируется автором соответственно: выявить наиболее трудные аспекты английского консонантизма с точки зрения перцепции и звукопроизводства. ВКР содержит 60 страниц и состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 50 наименований, включая словари и справочники, на русском и английском языках. В первой главе автор рассматривает такие базовые понятия методологии фонетического исследования как фонетика и фонология, анализирует факторы, влияющие на развитие перцептивных и продуктивных навыков иноязычной речи, а также проводит контрастивный анализ фонетических систем двух контактирующих языков – английского и китайского, приводя наблюдения об особенностях английского произношения в речи китайцев на основе литературных данных. При этом источниковедческая база охватывает широкий временной и географический диапазон исследований от Н.С.Трубецкого до Derwing T. M., Munro M. J. (2015) Во второй главе автор ставит перед собой цель экспериментально определить, какие оппозиции английских согласных фонем являются наиболее сложными для китайских студентов, как на уровне перцепции, так и в собственной реализации их в тексте. Кроме того, определить, существует ли корреляция между конкретными навыками произношения согласных в речи китайских студентов и их способностью воспринимать на слух словоформы, содержащие фонемы английского языка, которые вызывают трудности при произношении. Результаты экспертного аудиторского эксперимента показали, что наибольшее количество ошибок встречается при реализации пар /dʒ-t∫/ и /n-ŋ/. При восприятии наибольшее количество проблем вызывает оппозиция звонких и глухих согласных в конце слова. В последнем разделе автор дает методические рекомендации по устранению фонетических и фонологических ошибок в английской речи носителей китайского языка, которые могут быть полезны преподавателям. Содержание ВКР изложено логично, хорошим научным языком, при незначительном количестве нарушений норм русского языка и опечаток. Выводы по главам и Заключение отражают основное содержание ВКР и показывают результаты выполнения поставленных во Введении задач. Работа Цзян Кэмэй отвечает всем требованиям, предъявляемым к ВКР бакалавров в СПбГУ, в том числе, к ее оформлению. Считаю, что ВКР может быть допущена к защите и заслуживает высокой оценки Студентке можно рекомендовать продолжить обучение в магистратуре. Научный руководитель, Д.ф.н., проф. И.Ю. Павловская 24.05.2024.