Отзыв на ВКР магистрантки Макаровой Татьяны Дмитриевны на тему «Музыкологический подход в обучении интонации английского языка старших школьников с помощью компьютерных технологий» Направление 45.04.02 «Лингвистика» ВМ.5625.2022 «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» Представленная к защите выпускная квалификационная работа магистрантки Макаровой Татьяны посвящена исследованию методов и приемов обучения английской интонации школьников старших классов в России. Проблематика данного исследования обусловлена тем, что интонация, являясь универсальным языковым средством передачи коммуникативного значения и оттенков смысла высказывания, не находит достойного места в обучении иностранным языкам в средней школе. Эту проблему магистрантка рассматривает не только в теоретическом осмыслении, но и доказывает ее актуальность путем диагностического тестирования школьников и анкетирования преподавателей и учеников, в частности, на предмет использования музыкологического подхода в обучении интонации. Музыка является сильнейшим средством воздействия на слуховое восприятие, эмоциональную сферу, мнемическим средством. Кроме того, для возрастной группы экспериментального исследования музыкальный интеллект является ведущим по результатам наших исследований (Pavlovskaya 2004). Цели, задачи и результаты исследования соответствуют требованиям образовательного стандарта СПбГУ и образовательной программы в части овладения установленными компетенциями. ВКР содержит 93 страницs основного текста и два приложения, проиллюстрирована 2 таблицами и 27-ю рисунками, список литературы насчитывает 57 наименований на русском и английском языке, в том числе словарей справочников и интернет-источников. Структура основного текста работы состоит из введения, 2х глав с выводами, заключения. Введение содержит все необходимые квалификационные характеристики ВКР (цели, задачи, предмет, объект, практическую ценность, новизну методологическую базу). Содержание изложено логично, доступно, несмотря на специальную терминологию, содержит незначительное количество опечаток и стилистичских погрешностей. Первую главу «Основы теории обучения интонационным навыкам с помощью музыкологического подхода» автор посвящает анализу научной литературы, опираясь на труды отечественных и зарубежных лингвистов и методистов (Л.Р. Зиндера, Н.Д. Светозаровой, И.А. Брызгуновой, О’Коннора и Арнольда и др.). Проводится сравнительный анализ интонационных систем русского и английского языков, определяются цели и задачи обучения интонационным навыкам в старших классах средней школы, сравниваются подходы к обучению просодических характеристик речи. Во второй главе «Практические аспекты применения музыкологического подхода в обучении английской интонации старших школьников» автор проводит диагностический эксперимент на восприятие и реализацию интонационных контуров английской речи на материале 30 примеров использования 10 тоногрупп. Реализация интонационных контуров 10-ю испытуемыми проверяется не только путем слухового анализа, но и с помощью инструментального анализа, а именно, применением программы PRAAT выделения огибающей частоты основного тона голоса дикторов. Хочется особо подчеркнуть, что автор абсолютно самостоятельно выбрала и освоила эту непростую для начинающего исследователя методику. Кроме того, автор провела анкетирование двух групп респондентов (учителей и учеников) на предмет потребностей и трудностей обучения английской интонации и возможностей применения музыкологического подхода. Получив веские основания для разработки инновационной методики обучения интонации с помощью песенного материала, подобранного таким образом, чтобы мелодика музыкальных фраз совпадала с мелодикой интонационных моделей, автор предлагает упражнения, основанные на распевной речи и пропевании разговорных фраз аналогичного ритма и интонационного рисунка. Результативность такого метода пока еще не апробирована, однако магистрантка надеется продолжить свои исследования. Работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к ВКР магистрантов в СПбГУ, в том числе, к ее оформлению. Считаю, что ВКР Т.Д. Макаровой может быть допущена к защите и заслуживает оценки «Отлично» (A) с рекомендацией к продолжению исследования и обучению в аспирантуре СПбГУ. Научный руководитель, Д.ф.н., проф. И.Ю. Павловская 27.05.2024.