Отзыв о выпускной квалификационной работе студентки четвёртого курса кафедры семитологии и гебраистики Восточного факультета М. Д. Вологжаниной «Проблема израильской идентичности в творчестве А. Б. Иегошуа» В израильской литературной критике бытует такое высказывание: «Поколение Войны за независимость (1940 – 1950 гг. – Л. М.) заложило основы израильской литературы, а поколение Государства (1960 – 1970 гг. – Л. М.) сформировало её». При этом следует подчеркнуть, что одной из центральных фигур среди писателей поколения Государства был А. Б. Иегошуа, который и по сей день сохраняет такой статус с той лишь разницей, что начинал он как бунтарь, восставший против литературного канона предшествующего поколения, а теперь и сам оказался среди законодателей этого канона. Общепризнанна его роль в создании современного облика израильской литературы, к лучшим произведениям которой причисляют некоторые его романы. Писатель известен как автор широкомасштабных произведений, в которых переплелись множество тем и мотивов как социально и политически значимых, так и с акцентом на внутреннем мире человека. Но среди этого многообразия выделяется тема, к которой автор неизменно возвращался на протяжении четверти века и в своём художественном творчестве, и в публицистике: это самосознание евреев/израильтян и условия его формирования в историческом прошлом и актуальном настоящем. Вопрос о национальной идентичности всегда стоит остро перед молодым государством, в Израиле же его острота многократно усиливается особенностями в структурировании местного общества – оно состоит из отдельных общин выходцев из разных стран мира, которые и в Израиле стремятся сохранить свой традиционный уклад жизни. Кроме того в каком-то смысле Израиль – это посланник европейской культуры на Востоке. И сам А. Б. Иегошуа говорит, что он - представитель «европейской культуры, христианской по происхождению». Это в стране, где официальная религия – иудаизм. Проблем становится ещё больше, если говорить не о национальной, а об израильской идентичности. Но глубокая вовлеченность в жизнь своей страны, общественный и личный темперамент писателя, а также, по-видимому, и факты собственной биографии заставили его обратиться к этой многотрудной теме. Она станет одной из ведущих тем в четырёх его романах, изданных с 1987 по 2011 год. Для исследования в своей квалификационной работе М. Д. Вологжанина выбрала творчество писателя А. Б. Иегошуа и тему израильской идентичности в нём. Приступая к работе, она познакомилась в большом объёме с научной литературой, израильской и иностранной, по интересующим её вопросам. Это нашло отражение в её сочинении и помогло четко определить задачи, стоящие перед ней. Анализируя произведения израильского прозаика, М. Д. Вологжанина не только даёт нам представление о художественном мире каждого произведения и героях, его населяющих, но также о поэтике произведения, о тех приёмах, с помощью которых этот мир создаётся. Суммируя свои наблюдения, автор работы воссоздаёт проект А. Б. Иегошуа израильской идентичности, основанной, прежде всего, на общечеловеческих ценностях. Кроме того здесь приведены в известность много фактов из жизни писателя и суждений иностранных специалистов о его творчестве, которые незнакомы русскоязычному читателю. Работа содержит интересные наблюдения и вполне самостоятельные выводы. Она доказывает способность М. Д. Вологжаниной к самостоятельной работе с научной литературой, её умение анализировать художественный текст и на основе полученных выводов создавать цельную картину интересующего её объекта. А в приложении к работе приводится большой фрагмент художественного текста в переводе автора. Он демонстрирует способность М. Д. Вологжаниной и к этому виду деятельности. 8 июня 2016г. Ст. преподаватель кафедры семитологии и гебраистики Л. В. Малыгина ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА на выпускную квалификационную работу бакалавриата (Направление: 032100 «Востоковедение и африканистика». Профиль: Гебраистика) Марии Дмитриевны Вологжаниной «Проблема израильской идентичности в творчестве А. Б. Иегошуа» Мария Дмитриевна Вологжанина в течение всего периода обучения на кафедре демонстрировала устойчивый интерес к современной израильской литературе и, в частности, к творчеству А. Б. Иехошуа. Данная выпускная работа может рассматриваться как итоговое исследование определенных аспектов его творчества. Многолетние занятия творчеством А. Б. Иехошуа и акцент на анализе конкретных произведений «сефардского цикла» («Господин Мани», «Мольхо» и «Испанское милосердие») позволили автору работы проникнуть в суть творческих методов писателя, выявить многогранность его восприятия идентичности литературных героев, проанализировать эволюцию этих взглядов и прийти к интересным литературоведческим выводам. Феномен эстетического мировосприятия А. Б. Иехошуа состоит в том, что он, в отличие от подавляющего большинства израильских писателей, сформировался вне рамок «общепринятой», если можно так выразиться, исторической канвы: идеи сионизма и трагедия холокоста. А. Б. Иехошуа принадлежит к коренным жителям этого региона, его семья жила в Иерусалиме испокон веков и поэтому можно предположить, что он стал бы ивритоязычным писателем вне зависимости от сформировавшейся в конце XIX в. идеологии или национальной трагедии середины XX в. Именно этот фактор превращает его поиски израильской идентичности в столь интересный, глубокий и многоплановый «литературный сюжет». М.Д. Вологжанина сумела, по-моему, полностью раскрыть заявленную тему, продемонстрировала знание современной научной литературы (на русском, английском и иврите) и умение переводить литературные тексты с иврита на русский (раздел «Приложение»). Работа М. Д. Вологжаниной четко структурирована, написана хорошим языком и заслуживает высокой положительной оценки. Заведующий кафедрой семитологии и гебраистики восточного факультета СПбГУ доктор исторических наук Семен Мордухович Якерсон. 10 июня 2016 г.