Официальная рецензия доцента Кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидата филологических наук Юрия Владимировича Клюева на выпускную квалификационную работу Холодениной Анны Васильевны «Культурно-развлекательные программы на советском телеэкране» Автор ВКР обратилась к изучению наиболее известных для телевизионной аудитории программ советского телевидения, составивших золотой фонд его вещания. Сегодня мы по праву можем считать их телевизионными памятниками – это передачи «Клуб путешественников», «Кинопанорама», «В мире животных». Сам выбор названных программ вызывает несомненный научный интерес и представляет актуальность – как в плане исторического исследования, так и в плане возможного использования творческих практик советского телеэкрана в современном вещании. В свое время изучаемые автором ВКР передачи Центрального телевидения СССР были эталоном для создания других научно-популярных и познавательных программ, выходивших в эфир с 1960-х годов. Названные программы отличались оригинальностью, персонифицированным авторским подходом, раскованностью и диалогичностью поведения ведущих, уникальными внестудийными съемками – как в пределах Советского Союза, так и за рубежом. Все сказанное нашло отражение в рецензируемой работе. ВКР Анны Васильевны Холодениной отличают глубокое и доскональное исследование эмпирического материала. В качестве достоинств работы можно отметить внимание к деталям подготовки и выхода передач в эфир, обращение к профессиональным биографиям авторов передач. Кроме этого – сопоставление основных этапов биографий ведущих и героев, что немаловажно, поскольку участники программ и ведущие фактически становились соавторами и соведущими интереснейших циклов передач. Они обращали на себя огромное внимание телевизионной аудитории, о чем свидетельствуют многочисленные письма в адрес этих программ. Метод занимательности, понимаемый современными исследователями как развлекательность, составил одну из существенных категорий, изученных автором ВКР. В работе совершенно верно высказана мысль о том, что методы развлечения применялись уже на советском экране. И они были не самоценными, а использовались для того, чтобы развернуть телевизионное повествование, сделать его, с одной стороны, увлекательным и оригинальным, а с другой стороны, показать возможности многостороннего культурного развития человека и общества с помощью зрелищных средств экрана. В такой вид развлечения телевидением целенаправленно включалась задача вовлечь зрителя в процесс последовательного узнавания окружающего мира. Можно говорить о том, что изучаемые циклы программ приобретали признаки документальных сериалов, позволявших зрителям погружаться в многообразие проявлений действительности. Особенно в тех случаях, когда она была не доступна для аудитории в силу пространственных, временных и социальных дистанций. В представленном к защите исследовании на конкретном эмпирическом материале показано, что культурно-просветительская функция прежнего советского телевидения выполнялась на высоком творческом уровне. Даже при достаточно сильном контроле, с начала 1970-х годов, за идейно-политическим содержанием передач. Этому способствовала существенная технологическая предпосылка – в указанный период и последующие годы большинство телепередач выходили в записи, а не в прямом эфире. В целом ВКР вызывает благоприятное мнение. И не только с точки зрения изученного материала, но также с точки зрения культуры исследования и культуры текста, его развертывания и структуры. Актуальность, объект и предмет, цели и задачи, отраженные во Введении ВКР, определены логично и продуманно. Текст логично и последовательно изложен, включает необходимые компоненты. Задачи, поставленные в работе, выполнены. В качестве пожеланий автору ВКР можно отметить необходимость сильнее развернуть представления о картине телевизионного вещания в изучаемый период в целом, показать общую палитру и характеристику советского этапа телевидения, хотя бы в обзорном виде в отдельном параграфе. Также можно было сильнее подчеркнуть сходства с современной телевизионной практикой: что из советского творческого наследия стало органически присуще нынешним передачам культурно-просветительской направленности, какие изученные методы стали обычными для современной тележурналистики. Указанные аспекты нисколько не умаляют достоинств исследования, носят сугубо рекомендательный характер и могут использоваться автором в дальнейшей работе. Основное достижение ВКР – включение в научный оборот значительного пласта эмпирического материала, что само по себе является ценным для дальнейших исторических исследований в изучаемой сфере телевизионного творчества. Выпускная квалификационная работа Анны Васильевны Холодениной «Культурно-развлекательные программы на советском телеэкране» состоялась и может быть рекомендована к защите. Завершая рецензирование, можно уверенно говорить о том, что в целом работа подготовлена на требуемом уровне, соответствует предъявляемым к бакалаврским ВКР критериям и может быть оценена на высокую положительную оценку. Официальный рецензент – доцент Кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, кандидат филологических наук Ю. В. Клюев 25 мая 2016 года