Целью выпускной работы Д.А.Струева отчасти является возобновление давно прерванной в отечественной востоковедной науке традиции изучения афганской устной словесности (на языке пашто). Эта традиция складывалась и успешно развивалась в 50–80-х годах прошлого века в трудах таких высокопрофессиональных афганистов, как М.Г.Асланов, Н.А.Дворянков, К.А.Лебедев, Г.Ф.Гирс. Едва ли не последним фундаментальным исследованием в области фольклора пашто была книга Г.Ф.Гирса «Исторические песни паштунов» (1984), которая во многом определила и направленность работы Д.А.Струева, о чем прямо свидетельствует ее название. О вкладе отечественных ученых в развитие афганской фольклористики говорится в первой главе работы, где также кратко освещается история изучения народной поэзии пашто европейскими исследователями во второй половине XIX–начале XX вв. и учеными Афганистана и Пакистана с середины XX столетия. В этой главе Д.А.Струеву следовало уделить больше внимания сводной работе американской исследовательницы В.Хестон (2010), крупного знатока современного паштунского фольклора Пакистана. Более основательное знакомство с работой В.Хестон позволило бы Д.А.Струеву составить лучшее представление о результатах исследований западных и пакистанских ученых в области фольклора пашто в последние два-три десятилетия. Справедливости ради нужно заметить, что самой В.Хестон, как и другим западным и пакистанским ученым, достижения упомянутых выше отечественных русскоязычных авторов тоже не известны. К сожалению, подобная «ущербность» знаний вызвана не только языковыми барьерами и сложностями с доступностью публикаций по данной теме, но также объективными причинами политического характера, связанными не только с известными событиями последних нескольких десятилетий в Афганистане, но также с давней и более глубокой проблемой разъединения «западных» и «восточных» паштунских племен. Во второй главе работы Д.А.Струев дает общую характеристику двустиший-ландэй как одному из корневых жанров афганской народной поэзии. Здесь затрагиваются вопросы, относящиеся к формальной структуре, содержанию, социально-культурному назначению ландэй, отмечаются выраженные гендерные особенности этого вида устной поэзии как преимущественно «женского» по критерию авторства. В третьей, собственно исследовательской части работы предпринята попытка тематической систематизации и источниковедческого анализа двустиший военно-патриотического содержания. Текстовый материал, включающий более семидесяти стихотворений, извлечен автором работы из двух сборников ландэй (1979 и 1991) и недавнего исследования пакистанского ученого Х.Халила (2011). Опираясь на труды предшественников, Д.А.Струев определил круг основных мотивов, лежащих в основе этих двустиший (исторические, патриотические, социальные, религиозные), выявил и пояснил содержащиеся в них конкретные имена, факты, события, социальные реалии. Особый интерес, на мой взгляд, представляют стихи, где формулируются принципы неписанного афганского кодекса чести паштунвали, отражена эмоциональная оценка социально-правовых функций этих принципов, а также упомянуты малоизвестные теперь имена исторических лиц. Важный вывод исследования заключается в том, что несмотря на свою миниатюрность стихи-ландэй в традиционном племенном обществе паштунов по-прежнему являются эффективным средством устной передачи социально значимых знаний и проповеди нравственно-этических идеалов. Так, например, образы народных героев в стихах-ландэй составляют своего рода канонизированную галерею «знаковых» имен национальной истории, выполняющих аналогичную литературную функцию в произведениях всех жанров как современной устной, так и письменной литературы. Выпускная работа Д.А.Струева «Исторические и патриотические мотивы в афганских народных двустишиях (ландэй)» удовлетворяет необходимым квалификационным требованиям и может претендовать на высокую оценку.