РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Осыпкиной Екатерины Ильиничны «ФОТОГРАФИЯ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ» Представленная к защите дипломная работа посвящена особенностям развития фотографии, ее генезису, первым разновидностям и попыткам использования в прессе в середине и второй половине XIX века в Британии. Работа представляет интерес и заслуживает внимания. Для всех очевидно, что фото (изображение, иллюстрация) давно стало неотъемлемым, обязательным элементом не только повседневной (даже ежедневной и каждодневной) жизни человека, но и составным элементом массмедиа, без которого трудно представить фактически любой журналистский материал, и даже самостоятельным творческим «продуктом». Как это начиналось, как всё происходило, как фотография «проявляла» себя в жизни людей, в их сознании и на газетной полосе на передовой во всех отношениях британской земле? На эти вопросы автор пытается пролить свет, «запечатлеть» ответы на них в тексте ВКР. Такие работы весьма актуальны, особенно – в эпоху, когда визуализация прочно ассоциируется с прессой и естественным образом составляет ткань любой газетной или журнальной полосы. Изучение нюансов появления фотографии (в том числе – в прессе), ее внедрения в журналистский процесс и обретения ею новых смыслов позволяет увидеть и объяснить преемственность опыта прошлого в наше время. В своем исследовании Екатерина Ильинична привела занимательную историю фотографии викторианской эпохи (визуального языка фото), рассказала о ее пионерах, проанализировала первые фото и проследила, что важно, связь с сегодняшней практикой – в целом продемонстрировала погруженность в тему. Структура работы понятна: от общего в первой главе (развитие фото, первые жанры и техника) к частному – во второй (реализация в работах первых мастеров, анализ их стиля и языка, в том числе – на газетной полосе). Список использованных источников и литературы полон наименований и показывает, что автор, опираясь на опыт предшественников изучения фотографии и фотожурналистики, качественно исследовал большое количество работ по теме (в том числе – на английском языке). Несомненным достоинством работы является использование элементов экспертного интервью и многочисленных приложений, иллюстрирующих (в прямом и переносном смыслах) путь автора при разработке темы. В силу жанра рецензии при всех достоинствах исследования, особенностях предмета изучения и ценного эмпирического материала нужно отметить некоторые недостатки и недочеты. Введение ВКР содержит необходимые элементы, однако стоило подробнее остановиться на историографии (теоретическая база) – не только назвать авторов и перечислить работы, которые берутся за основу при разработке различных аспектов темы, но и представить некоторые из них более развернуто (что изучено достаточно, что только предстоит исследовать). Рубрикация первой главы работы представляется излишне подробной (это видно из оглавления). О разных типах фотографии и о деятельности конкретных мастеров можно было рассказать в тексте соответствующего параграфа, но не выделять в отдельные пункты. Первая глава (историческая часть) содержит мало сносок, а ведь автор приводит множество фактов и дат, описывает события прошлого. Принцип историзма (следование хронологии) в целом соблюдается автором, но в работе (особенно – в первой части) встречаются «перескоки» от отдельных фотографов к типам фотографии и наоборот, что создает некоторую путаницу и ощущение повтора. К тому же, некоторые сведения упоминаются в работе слишком часто (например, деятельность Р. Фентона и его фото Крымской войны). Список использованных источников и литературы (именно так именуется эта часть научной работы) должен быть структурирован (I. источники; II. исследовательская литература; III. справочники, энциклопедии, словари) и иметь внутреннее подразделение на книги, статьи и др. Несмотря на высказанные замечания, выпускная квалификационная работа Екатерины Ильиничны Осыпкиной является самостоятельным исследованием, не содержащим неправомерных заимствований (среднее количество совпадений всего 2 %), имеющим научную ценность, отвечающим требованиям, предъявляемым к данного рода работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Кандидат филологических наук, старший преподаватель Кафедры истории журналистики СПбГУ К. В. Силантьев 21 мая 2016 г.