ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА на выпускную квалификационную работу Меттус Анастасии Германовны «ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОТРАЖЕНИИ СМИ» Исследование Анастасии Меттус посвящено актуальной проблематике для современных СМИ: журналисты с определенной регулярностью освещают случаи жестокого поведения детей и подростков, что требует от них корректного обращения с информацией в рамках правовых и этических норм. Известны случаи, когда публикации в СМИ приводили к агрессии против героев текстов. Кроме того, описание агрессивных действий в СМИ может спровоцировать повторное агрессивное поведение у отдельных представителей несовершеннолетней аудитории. Новизна работы обусловлена тем, что большинство исследований посвящено влиянию телевидения на агрессивное поведение аудитории, а в представленном исследовании проанализированы онлайн СМИ и сетевые версии печатных СМИ. Выбор такой эмпирической базы представляется релевантным, поскольку аудитория в возрасте до 18 лет в основном потребляет информацию в Интернете, а не через просмотр телевизионных программ. Объект, предмет, цель, задачи и методология исследования сформулированы корректно. Теоретическую значимость работы определяет комплексный подход автора, объединивший наработки в области теории журналистики, психологии и педагогики. Важным представляется анализ терминов, вовлекаемых в проблематику, поскольку журналисты часто смешивают научные определения – агрессия, агрессивное поведение, агрессивность. Вместе с традиционными психологическими терминами автор рассматривает и менее известные понятия, за которыми стоят такие явления современной действительности, как буллинг (физическое запугивание) и моббинг (словесное запугивание). Эти определения однако можно считать устоявшимися в русском языке в виде заимствований. Практическая значимость работы заключается в соединении текстового анализа и экспертного комментирования результатов журналистской работы. Автор исследования рассматривает не только работу СМИ с различными информационными поводами последних пяти лет, но и сравнивает подходы разных онлайн редакций к освещению одного и того же повода. Кроме того, в исследовании предпринята попытка сравнительного анализа универсальных и специализированных СМИ, в результате чего становится ясно, что авторы сообщений для массовой аудитории сосредоточены в основном на подробностях проявления агрессии и жестокости, а авторы текстов в изданиях для педагогов и психологов – на поиске причинно-следственных связей, то есть аналитической составляющей. Еще один интересный вывод работы заключается в том, что наблюдается разрыв между количеством научных и журналистских публикаций по теме, а также характере этих публикаций. Логика исследования отражена в структуре работы: в первой главе автор исследует теоретические аспекты освещения темы детской агрессии в различных СМИ, а также правовые и этические принципы работы журналистов с подобной информацией; во второй главе автор последовательно разбирает случаи корректного и некорректного освещения конкретных информационных поводов. Выводы исследования также включают практические рекомендации журналистам. Отдельно хотелось бы отметить высокую заинтересованность автора темой своего исследования, глубину проработки темы. Вместе с указанными достоинствами работы можно отметить отдельные недоработки: 1) Выбор изданий для эмпирического анализа носит случайный характер. Интересно мнение автора о том, влияют ли форматы СМИ на характер освещения темы детской агрессии. 2) Комментарии психолога можно было бы дополнить комментариями самих журналистов, которые работают по указанной теме. 3) В работе присутствуют неотредактированные фрагменты. Тем не менее, эти замечания не влияют на общее благоприятное впечатление от работы и не снижают значимости работы. Выпускная квалификационная работа Меттус Анастасии полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР. Старший преподаватель кафедры международной журналистики, Тимченко И.С. 16.05.2016