РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу «И. С. Бах в интерпретации Ванды Ландовской» студентки IV курса факультета свободных искусств и наук СПбГУ Чуриковой Алены Андреевны Ванда Ландовска — героиня работы А. А. Чуриковой, уже при жизни и в дальнейшем — в XX—XXI веках — приобрела статус знаковой фигуры в истории фортепианного исполнительства, баховедения, и в целом музыкознания. Главная тема работы — «Бах Ландовской», безусловно, актуальная, сложная, но и интригующая, увлекательная. Подача темы такова, что заинтересованный читатель-профессионал, (а на него текст и рассчитан), с пристальным вниманием, вслед за автором, всматривается в детали разного рода сюжетов, следит за ходом его рассуждений и обобщений. Несомненное достоинство работы — историко-культурный контекст, в рамках которого рассматриваются и проблемы «Баха» (популярность его «имени» в XVIII—XIX веках, дискуссии по поводу исполнения его музыки и др.) и «Ландовской». Феномен Ландовской, ее личность, исполнительская карьера, критические и исследовательские эссе как «музыковеда-историка», текстолога, инициатора создателя нового клавесина, и одна из главных целей ее жизни — интерпретация Баха предстают в разных разделах работы А. А. Чуриковой с достаточной степенью убедительности. Автор, реконструируя и аргументируя «баховскую» исполнительскую практику Ландовской, обращается к сравнительному анализу ее позиции, отраженной в литературных текстах пианистки, с позициями по данной проблеме, представленными в работах Э. Бодки, В. Шекалова, Я. Мильштейна, Р. Донингтона, Ф. Ньюмена и др. Данный метод — результативен, тем более, что А. А. Чурикова использовала значительный объем отечественной, и в большей степени иностранной литературы по теме, что дало возможность автору, а вслед за ним и читателю, создать стереоскопическую картину «жизни» метода Ландовской в исполнительской практике. В первую очередь имеется в виду индивидуальность и своеобразие подхода Ландовской к интерпретации произведений Баха в области регистровки, динамики, темпа, орнаментики, ритма, туше. Анализ автора, посвященный данным разделам работы (2 глава), ясен, логически выстроен, в полной мере убедителен. Бесспорный интерес представляет материал третьей главы «Рецепция творчества Ванды Ландовской как исторический феномен…». Ландовская воспринимается читателем ярко, порой парадоксально, сквозь призму различных мнений, как почитателей, так и ниспровергателей. Опять-таки в работе воссоздана неоднозначная картина, живой процесс восприятия исполнительства Ландовской известными критиками и учеными (Р. Керман, Иветт и др.). В полемической дискуссии по поводу аутентизма, открытой Р. Тарускиным в 1984, связанной с ним терминологии, — отказе от «аутентизма» как «мошеннического концепта» (Н. Арнонкур) и замене термина на «исторически информированное исполнительство» (Джон Батт и др.), интерпретации Ландовской, как доказательно утверждает А. А. Чурикова, «обретают новую свежесть». Бесспорно, этот раздел работы выполнен профессиональной рукой: лаконизм, ясность изложения сложной проблематики, свободное владение материалом. Вопросы: 1. В разделе «Инструмент» дана краткая, но исчерпывающая оценка полемики по поводу выбора инструмента для исполнения клавирных произведений Баха. Клавесин, клавикорд, рояль, или все возможные клавишные? Какие указания давал по этому поводу Бах? Это — вопросы, которые, вслед за профессионалами, задает и автор данной работы. И в поиске ответов — резюмирует: Ландовска, приводя доводы в пользу исполнения Баха на клавесине и только, утверждает «новый образ» инструмента как «мощного, красочного и богатого», инструмента «крупных залов». Хотелось бы более подробных уточнений, касающихся «нового образа» инструмента Ландовской. 2. На основании разных разделов работы убедительно доказано: возрождая музыку Баха Ландовская выходит за рамки ее романтической интерпретации, создает «не-романтического» Баха. В подробном анализе полемики по поводу «аутентизма» приводятся сведения о том, что в определенный период Ландовская была вынесена за скобки аутентизма, ее связывали с романтической традицией (Брюс Хайнц «Конец ранней музыки»). Что конкретно ей инкриминировалось? Работа А. А. Чуриковой «И. С. Бах в интерпретации Ванды Ландовской» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам на соискание степени бакалавра искусств и гуманитарных наук, и заслуживает высокой оценки. Огаркова Наталия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ