Отзыв официального оппонента на выпускную квалификационную работу Гимадиновой Виктории Алиевны «ПРИЕМЫ ИНФОТЕЙНМЕНТА В ТЕЛЕЭФИРЕ (НА МАТЕРИАЛАХ «ПЕРВОГО КАНАЛА» И НТВ)» бакалавриат, направление «Журналистика», очное обучение Дипломное сочинение Гимадиновой Виктории Алиевны выполнено на качественном уровне. Актуальность данной работы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, инфотейнмент является одним из самых распространенных способов презентации информации зрительской аудитории; во-вторых, наличие большой доли элементов клиповости в восприятии современных зрителей делает подачу информации в развлекательной, упрощенной форме востребованной; в-третьих, использование таких приемов, как сенсационность, драматизация сюжетов, акценты на деталях и подробностях стали ключевыми факторами привлечения внимания телезрителей, поэтому журналисту приходится часто принимать условия существования рынка и мироощущения публики, чтобы в этих условиях выполнять важные функции СМИ – информационную, просветительную и даже духовную. Виктория Алиевна Гимадинова обращается к вопросам быстрого развития инфотейнмента в современном телеэфире как следствию увеличения потока информации. Структура работы логична и подчинена задачам исследования, диплом написан аутентичным языком. В выпускной квалификационной работе верно определена цель исследования – выявить и описать особенности (специфику) приемов инфотейнмента на федеральных телеканалах. Этой цели подчинена вся канва исследовательской работы. Первая глава «Инфотейнмент как способ подачи информации» представляет собой реферативный обзор научной литературы и источников, автор указывает на существующие подходы к интерпретации данного понятия. В.А. Гимадинова достаточно подробно и толково описывает природу инфотейнмента, обращаясь к трудам Е.Л. Вартановой, А.А. Новиковой, С.Н. Ильченко и др. Вторая глава «Инфотейнмент в информационных программах Первого канала и НТВ: сравнительный анализ» является практической, то есть представляет описание и интерпретацию полученных автором результатов (на основе сравнительного анализа) по поводу использования приемов инфотейнмента в информационных программах. Виктория Алиевна рассматривает в качестве эмпирической базы телепрограммы Первого канала и НТВ за 2015-2916 гг., такие как «Время», «Новости», «Доброе утро», «Сегодня», «Акценты недели», «Обзор. Чрезвычайное происшествие», «Итоги дня», «Ты не поверишь!», «Новые русские сенсации», «Центральное телевидение». Данные СМИ выбраны совершенно правильно, обоснованно, так являются рейтинговыми, с одной стороны, и показательными с точки зрения использования инфотейнмента, с другой. Во второй части исследовательской работы В. Гимадинова анализирует приемы инфотейнмента, а также специфику использования в структуре Первого канал и НТВ. Автор делает попытку сравнительного анализа и приходит к заключению, что на каждом канале есть свои особенности трансляции с помощью развлечения, они диктуются форматом канала, некоторыми различиями телевизионной аудитории местом канала в системе СМИ страны (в том числе и позиционированием). К достоинствам работы следует отнести обращение автора к анализу тенденций инфотейнмента и попытку создать собственную классификацию приемов инфотейнмента. В качестве наиболее часто используемых приемов автор называет визуальное оформление программы, студий, внешний вил ведущих, а также художественный монтаж, лайфы, частные приемы – компьютерную анимацию, скриншоты, инфографика, подборки. Такой способ, по мнению студентки, применен для упрощения восприятия информации. Информация, представленная студенткой в виде выводов и рекомендаций, может быть использована в качестве учебного материала на практических занятиях по дисциплинам «Основы творческой деятельности журналиста», «Теория и практика СМИ», по предметам дисциплин специализации «теле- и радиожурналистика». Дипломное сочинение представляет собой законченное, самостоятельное исследование. Задачи, поставленные в начале исследования, успешно решены: описаны категориальные характеристики инфотейнмента; показана авторская классификация приемов инфотейнмента; сделан сравнительный анализ приемов инфотейнмента, используемых в эфире Первого канала и НТВ. По поводу вопроса о заимствованиях: по данным системы Blackboard СПбГУ заимствования работы В.А. Гимадиновой соствялют 19 %. Таким образом, текст ВКР можно с полным правом считать самостоятельным исследованием. В качестве замечаний следует отметить: 1) Автор работы говорит об инфомейнменте как явлении на телевидении, приводит особенности использования на телеканалах. При этом рассматриваются все типы телепередач, нет обращения к жанровой специфике канала. На взгляд рецензента, не совсем корректно сравнивать приемы инфомейнмента в телевизионном ток-шоу и новостной программе, аналитике обзорного характера для того, чтобы предложить классификацию. Сравнение с целью выявления наиболее востребованных и эффективных приемов в ВКР целесообразно проводить в одном ряду жанров – например, новости, шоу, репортажи и т.п. 2) В работе отсутствуют данные, сколько передач (программ) было исследовано: просмотрено, отобрано, сравнивалось. Такие цифры необходимы для интерпретации результатов оценки предложенной классификации. 3) В яркой по количеству примеров и демонстрации результатов работе, тем более речь идет о телевидении и развлечениях, не хватает приложений, образно или схематически раскрывающих суть текста, подтверждающих выводы. Выводы рецензента: в целом выпускная квалификационная работа В.А. Гимадиновой соответствует требованиям ВКР. При условии успешной публичной защиты рецензент рекомендует высокую положительную оценку. А.Н. Гришанина доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института «ВШЖиМК» СПбГУ, кандидат филологических наук 20 мая 2016 г.