Отзыв официального оппонента на выпускную квалификационную работу Сениной Аглаи Вячеславовны Популяризация гастрономической культуры в научно-познавательной журналистике бакалавриат, направление «Журналистика», очное обучение Выпускная квалификационная работа Аглаи Вячеславовны написана на актуальную и востребованную на современном этапе тему популяризации гастрономической культуры в научно-познавательной журналистике. Среди большого массива познавательных журналистских материалов выделяются такие, вектор которых можно определить как прагматически-познавательный, то есть, акцент делается на полезности получаемой информации. Сегодня такого рода журналистику принято называть потребительской (служебно-сервисной, консультационной) поскольку медиа начинают определять свою социальную роль уже не как «обслуживание» гражданина, а как обслуживание именно потребителя. В основе дипломного сочинения Аглаи Вячеславовны лежит еда как главная телесная практика человека и приготовление пищи (кулинария) как положительная ценностная установка. Этим двум аспектам гастрономической культуры посвящена первая глава исследования «Психолого-социальные аспекты гастрономики». В первом параграфе «Психология еды» автор рассматривает еду как один из трех витальных инстинктов: самосохранения, размножения и пищевого. Практически сразу на первых же страницах параграфа автор переводит разговор о пище с физиологического на социально-психологический уровень: выделяет несколько функций еды: регулятивную функцию (показатель эмоционального состояния человека), коммуникативную (как средство коммуникации), культурологическую (как источник этнических и семейных традиций). В этом параграфе еда рассматривается и как показатель социального статуса. В конце первого параграфа заходит речь о еде как индустрии, и выводы параграфа ориентированы на практику ресторанных критиков. Таким образом осуществляется переход ко второму параграфу главы, где рассматриваются поэтапно исторические практики приготовления пищи в России. Опирается Аглая Вячеславовна, в основном, на научное исследование В.В. Похлебкина «Из истории русской кулинарной культуры», поэтапно рассматривая шесть периодов истории России, включая современный период, в которые происходили существенные изменения в приготовлении и потреблении пищи. Все этапы характеризовать мы не будем, отметим лишь сугубо функциональное отношение к еде в советский период и межнациональный и межэтнический характер современной гастрономической культуры. Содержательным с информационной точки зрения получился раздел параграфа «История возникновения и развития ресторанного бизнеса в России», в котором автор ресторанным бизнесом предлагает считать организацию мест общественного питания, трансляцию традиций той или иной культуры питания. Достоинством второй главы «Гастрономическая тематика в современной системе журналистики» мы видим в том, что Аглая Вячеславовна делает попытку классификации изданий, в контент которых входит гастрономическая тематика. Она выделяет следующие типы: - кулинарные журналы для домохозяек («Приготовь», «Домашняя кухня», «На нашей кухне», «Лиза. Приятного аппетита!»); - гастрономические издания для любителей кулинарии и профессионалов из гастрономической сферы («Гастрономъ», «Хлеб Соль», «Jamie»); - экономические издания («Коммерсантъ»); - кулинарные блоги (блоги Ники Белоцерсковской, Андрея Рудькова). - гендерные журналы («Cosmopoliten», «Elle», «Men’s Health»); - научно-популярные журналы: «Geo», «National Geographic» и «Вокруг света». Аглая Вячеславовна обстоятельно анализирует и сравнивает тематику и способы подачи материала в тех или иных изданиях, отмечает особенности стилистики и оформления, дает им оценку, делает определенные выводы практического характера. Во всем дипломе, а во второй главе особенно, часто встречается высказывания рекомендательного характера, что повышает практическую значимость исследования. Заметна увлеченность автора, пристрастие к кулинарной и ресторанной (в узком смысле) темам. Хотя, это, может быть, вызвано тем, что во всей этой журнальной продукции эти две темы доминирует над остальными разделами гастрономической культуры, Это касается даже научно-популярных журналов. Единицы приведенных примеров можно отнести к научно-познавательным материалам, большинство являются в лучшем случае познавательными (рецепты, которые не являются журналистикой), остальные развлекательными. Что касается замечаний, то это как раз тот случай, когда недостатки работы есть продолжение достоинств. Увлеченность автора гастрономической темой привела к своеобразному гастрономическому флюсу в дипломе в ущерб научно-познавательной журналистике, как в первой, так и во второй главах. По настоящему к теме своей работы, обозначенной в названии, Аглая Вячеславовна подходит вплотную только в последнем параграфе, под названием «Фуд-контент в научно-популярной журналистике» на 43 странице и которому уделяется лишь 10 страниц. И как мы уже говорили, научно-познавательной гастрономической информации в них мало. Остальные все разделы как бы прелюдия. Хотя, на наш взгляд, к теме работы можно было бы подойти с самых первых страниц диплома, когда автор рассматривает психологические функции еды. Эти характеристики можно было бы представить со ссылками на конкретные научно-популярные материалы СМИ, включая интернет, а не подавать их в своем собственном изложении. Тогда с самого начала зазвучала бы тема популяризации гастрономической культуры в научно-познавательной журналистике. Пристрастное отношение к данной теме привело автора к не совсем корректным с научной точки зрения, прямолинейным высказываниям, в частности, относительно теории Маслоу. «Опираясь на данную схему, делаем вывод, что без еды человек не будет чествовать себя защищённым и уверенным,- пишет автор.- Без этих ощущений индивид не сможет построить нормальную коммуникацию с другими людьми. Без коммуникации человек перестаёт чувствовать свою значимость и теряет самоуважение. Так он перестаёт обладать способностью к творчеству, не может постигнуть любовь. Впоследствии перестаёт развиваться и не может познать самого себя». (с.9). Да, без еды мы просто умрем, но и при обильной и вкусной пище человек необязательно будет чувствовать себя защищенным, не обязательно будет творить, любить и познавать себя. Жизнь дает нам часто обратные примеры. Комплексный разносторонний подход к теме обернулся лишними, не совсем уместными в данной работе, разделами, например, «Гастрономическая культура в произведениях русских писателей». Тема интереснейшая, некоторые наши писатели, такие как Гоголь, Гончаров, Булгаков, действительно, сочиняли настоящие оды застолью героев, но описание кулинарных изысков в их книгах к научно-познавательной журналистике не имеет никакого отношения и вообще к журналистике тоже. При всем уважении к научной и кулинарной деятельности Вильяма Васильевича Похлебкина, нам трудно считать его заметным (по выражению автора работы) гастрономическим журналистом. Ученым-историком – да, кулинаром – да, но не журналистом, поэтому, как нам кажется, лишним было писать почти целый исторический параграф о формировании гастрономических традиций на материале его научной книги, все можно было подать в более сокращенном виде. Либо найти его статьи в газетах и журналах, и отталкиваясь от них, разрабатывать заявленную в названии тему. Неоправданно большим получился и раздел «История возникновения и развития ресторанного бизнеса в России». Читать всю эту историческую часть чрезвычайно интересно, увлекательно, познавательно, но хотелось бы больше узнать о гастрономической журналистике, о которой автор начинает говорить только во второй главе. Оправданием тех недочетов методологического характера, которые мы отметили в нашем отзыве, в какой-то степени может служить изначальная установка автора: в формулировке цели и пяти задач из семи автор не упоминает научно-познавательную журналистику, а ориентируется преимущественно на гастрономическую тему, и соответственно, в тексте работы использует ту логику изложения, которая была заявлена во Введении. Еще одним оправданием может служить то, что тема мало изучена, вероятно, в работах на новую, почти неисследованную тему, увеличение объема информации о базовой категории (в нашем случае, гастрономической культуре) уместно. Поэтому высказанные замечания носят рекомендательный характер. Можем отметить некоторые мелкие недочеты: несколько раз вместо слова интимизация употребляется слово интимитизация, коннотацию двусмысленности приобретает фраза о том, что рестораны, кафе, бары направлены на устранение физиологических потребностей (с.26). Вероятно, автор имел в виду удовлетворение потребностей. Можно отметить также отсутствие общих выводов в конце второй главы, автор предпочитает делать выводы по отдельным, пусть даже мелким разделам внутри главы. Но тем не менее, мы с полным правом можем повторить фразу Аглаи Вячеславовны, сказанную в Заключении на стр.55, о том, что все поставленные задачи решены. Решены последовательно и логично. Анализ журналистской практики проведен обстоятельно и добросовестно. Выводы репрезентативны. Дипломное сочинение самостоятельное, всего 9% заимствований по данным системы Blackboard СПбГУ. Работа получилась познавательной, те выводы и рекомендации, которые делает Аглая Вячеславовна, имеют практическую значимость для гастрономических журналистов. Отметить можно также перспективность заявленной темы. Все это позволяет сделать вывод о том, что выпускная квалификационная работа соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Официальный рецензент кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики СПбГУ Е.П. Почкай 23 мая 2016 г.