ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ профессора Кафедры периодической печати Института "Высшая школа журналистики и массовой коммуникации" СПбГУ Мельник Галины Сергеевны на выпускную квалификационную работу Лопаевой Екатерины Александровны "Дискуссионные программы на радио" Выпускная квалификационная работа, выполненная в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", представляет собой научно-квалификационную работу, в которой анализируется важная проблема - особенностей формирования современной дискуссионной передачи на отечественном телевидении. Актуальность исследования обусловлена тем, что рейтинги дискуссионных программ, широкий охват аудитории, благодаря выходу передач в прайм-тайм, формат, позволяющий обсуждать (часто в режиме он-лайн) наиболее острые проблемы современности, выводит телевизионные дискуссии в область научного интереса. Предмет и объект сформулированы в соответствии с задачами, целью и концепцией работы. Структура работы подчинена общей логике изложения основных идей. Достоверность исследования обеспечена совокупностью примененных методов (когнитивный анализ, сравнительный и контен-анализ). В целом задачи решены: охарактеризованы методологические подходы к пониманию понятия "дискуссия", "беседа"; соотнесены понятия "диалог, конфликт и взаимопонимание" в структуре дискуссии на радио; рассмотрены виды дискуссионных радиопрограмм; дана типология ведущих дискуссионных программ; сформулированы задача дискуссионных программ; раскрыто значение тематического фактора в подготовке дискуссионных передач на радио; сопоставлены стили ведения дискуссионных программ разных ведущих; выявлены диалогические особенности дискуссии на радио; обобщен портрет героя дискуссионных программ. Эмпирической основой послужили дискуссионные материалы радиопередач "Вести FM", "Эхо Москвы", "Русская Служба Новостей", "Вера", "Спорт FM", "Маяк". Исследование охватывает большой промежуток времени почти десять лет, что позволяет проследить эволюцию дискуссионных передач, смену приоритетов, изменений интересов аудитории. Среди всех видов дискуссионных передач автор считает основной тематическую дискуссию. Предлагая свою типологию по тематическому признаку, автор обращается к подробному анализу каждого подвида дискуссии, иллюстрирует это умело подобранными примерами. Интерес представляет типология ведущих предложенная авторов (С.23-25). Автор хорошо понимает задачи, функции ведущих в зависимости от концепции передачи. Лопаева Е. А. описывает средства интерактивности, тональность передач, технологии ведения беседы ведущим. В выводах автор подчеркивает востребованность аудиторией дискуссионных передач. Работу отличает культура оформления. Замечаний к содержанию текста нет. В работе встречаются отдельные опечатки. Странно выглядит форматирование сносок. Левое поле "рваное", выключку нужно делать по ширине страницы; желательно также указывать дату обращения к интернет-источнику. Рекомендация. Во Введение можно было предусмотреть раздел "Степень разработанности темы", куда включить в обзор некоторые новые научные работы уже указанных в списке литературы авторов: Например, Олешко В.В. Психология журналистики. М.: Юрайт, 2015; Виноградова с.м., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт, 2015; Еофеева И. В. Психология медиатекста. Чита: ЗабГУ, 2015, где описаны диалоговые модели, применяемые в журналистике, в том числе и телевизионной. В целом выпускная квалификационная работа Лопаевой Екатерины Александровны является самостоятельным научно-практическом исследованием, отвечает требованиям, предъявляемом к подобного рода работам, и в случае успешной публичной защиты может быть оценена высоко, а ее автор заслуживает степени бакалавра. Профессор Кафедры периодической печати Института "Высшая школа журналистики и массовой коммуникации" СПбГУ Г. С. Мельник