ОТЗЫВ официального рецензента на ВКР Олеси Евгеньевны Чичьянц «ИНФОГРАФИКА В СОВРЕМЕННЫХ ОНЛАЙН-МЕДИА» Новизна работы несомненна и грамотно сформулирована автором. Во введении к работе есть достаточно длинное вступление, в котором Олеся Евгеньевна обосновывает исследовательский подход: основной акцент делается на изучении инфографики как одного из важных средств реализации образовательной функции журналистики в контексте тенденции edutainment (повышение значимости образовательной функции масс медиа). Предшествующие работы, на которые опирается автор ВКР, затрагивают преимущественно типологические, исторические и технологические аспекты инфографики. Тема, затронутая Олесей Евгеньевной действительно актуальна. Возрастающее количество информации, отсутствие ограничений ее количества и способов и форм ее подачи в сетевых медиа - все это обусловливает особый научный интерес к инфографике, как к средству, аккумулирующему большое количество информации в упрощенной для восприятия визуальной форме. Теоретическая база исследования достаточна и разнообразна, похвально то, что Олеся Евгеньевна стремится использовать междисциплинарный подход. Следует обратить внимание и на подбор эмпирической базы. Здесь и сайты «TJournal», «Стартапы и бизнес» и сетевые версии СМИ «КоммерсантЪ» и «РИА Новости». Выбор эмпирических материалов обоснован автором характеристиками целевой аудитории, «все они аккумулируют так называемую «аудиторию фейсбука», «интеллектуальную элиту», то есть людей в возрасте от 25 до 34 лет (ядро целевой аудитории), имеющих высшее образование, специалистов или руководителей, которые стремятся развиваться». Однако здесь кроется еще один несомненный плюс, автор провел анализ двух разных типов средств массовой коммуникации – новостных и специализированных, в рамках которых инфографика как жанр и как средство передачи информации может реализовываться по-разному в зависимости от формата издания. Выборка достаточно значительная, автором рассмотрено 548 и проанализировано 206 работ. Хронологические рамки более одного года, что положительно характеризует релевантность выборки. Выбранные автором методы исследования (количественный анализ, контент-анализ, мониторинг публикаций, глубинные интервью) логичны и обоснованы, они действительно способствуют раскрытию темы и решению поставленных задач в заданном контексте. В целом, автор продемонстрировал навыки использования научных методов исследования в работе. Введение как структурная единица выпускной квалификационной работы построено правильно, содержит все необходимые элементы, отражает все значимые моменты, обосновывает исследовательский подход. Структура работы последовательная и логична, свободна от чрезмерности, соответствует поставленной цели и задачам, достаточного объема – 64 страницы текста. Список литературы включает 67 наименований на русском и английском языках и 5 анализируемых источников. Заключение содержит выводы и результаты, к сожалению несвободные от повтора сформулированных во введении задач. В качестве результатов помимо существенных тезисов встречаются тезисы следующего типа: «исследовали феномен edutainmment и сформулировали его операционное определение. 2.Определили основные принципы явления edutainment. 3.Изучили инфографику с точки зрения реализации в инфографических публикациях образовательной функции. 4.Выявили общие принципы edutainment и инфографики в медиа. 5.Провели сравнительный анализ публикаций избранных гибридных и онлайновых изданий по параметрам уникальности инфографического контента и использования в нем принципов edutainment». В данном случае мы наблюдаем подмену исследовательских выводов констатацией решения поставленных задач. Приложения к ВКР содержат авторские интервью с редакторами и специалистами анализируемых изданий и таблицу проанализированных инфографических материалов с указанием даты, названия, отражаемого вопроса, вида и типа инфографики, авторства и пользы. Последний столбец может вызвать вопросы в отношении критериев оценки. В тексте работы автор затрагивает этот аспект, уточняя, что существует на данный момент большое количество критериев оценки – «объективность, качество визуализации, достоверность информации, художественное воплощение идеи», Олеся Евгеньевна предлагает оценивать эффективность как низкую, высокую и среднюю. Несмотря на несомненные достоинства выпускной квалификационной работы и качества ее выполнения, следует отметить следующие недостатки: 1. Одно из самых существенных замечаний связано формулировкой заключения. В целом, результаты в нем отражены полностью, но обладают чрезмерной краткостью. Если исключить из заключения констатацию решения поставленных задач, то данный раздел будет чрезмерно кратким. В качестве рекомендации автору: следует оформлять выводы более развернуто, так как именно заключение является наиболее значимым показателем результатов и успешности Вашей работы; 2. При общем положительном впечатлении о культуре письменной речи, нельзя не отметить, что в некоторых моментах автору не всегда удается выразить мысль простым ясным языком. Приведенные выше замечания и предложения-рекомендации нисколько не умаляют достоинств работы, главные из которых – новизна подхода, самостоятельность и творческая инициативность, логичность структуры и перспективность дальнейшей разработки выявленных проблем. Работа, несомненно, имеет научно-практическое значение. Выпускная квалификационная работа Олеси Евгеньевны Чичьянц «Инфографика в современных онлайн-медиа» выполнена на высоком уровне, соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает высокой положительной оценки. Официальный рецензент: кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики СПБГУ Ю.В. Курышева