РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалифицированную МЕЛЬНИК Анны Дмитриевны «Информационное противостояние СССР и США в начальный период холодной войны (1946-1949) на материалах газет "Правда", The Washington Post и The New York Times (научно-исследовательская работа)» Актуальность темы. В современных условиях вновь обостряются отношения между Россией, Западом и США. Часть стран проявляют в отношении России недружелюбие, европейская пресса нередко проводит агрессивную информационную политику в отношении нашей страны. Социологические исследования неизменно фиксируют в связи с этим высокий уровень тревожности населения России. В новых условиях распознавание недружественных информационных сигналов и выявление различных способов воздействия на аудиторию, с помощью которых СМИ пытаются умножить конфликтогенный потенциал, приобретают очертания научной проблемы. ВКР представляет собой законченную самостоятельную научно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача соотнесения исторического опыта изучения информационного противостояния в годы холодной войны и современной практики противоборства информационных структур. Решены задачи: 1) охарактеризована холодная война как война информационная; 2) выявлены причины и предпосылки войны; 3) определена роль журналистики в информационном противостоянии начального периода холодной войны; 4) описаны основные методы и приемы ведения информационной войны в начальный период холодной войны; 5) проведен сравнительный анализ особенностей отражения в советской и американской прессе («Правда», The Washington Post, The New York Times) Фултонской речи, берлинского кризиса, а также процесса образования Североатлантического блока НАТО; 6) показана технология создания образа врага; 7) воссоздана транслируемая картина мира конфликтующих сторон. Новизна работы заключается в том, что в ней акцент делается на значимости информационного аспекта холодной войны, а не на дипломатической, экономической или военной составляющей конфликта. Целью данного исследования является определение информационных стратегий СССР и США в начальный период холодной войны. Объект исследования (публикации газет «Правда», The New York Times и The Washington Post по международной тематике) и предмет (приемы идеологического воздействия в данных публикациях) сформулированы правильно. Работа строится на обширной источниковедческой базе: современной научной литературе, исторических архивных и правительственных документах; материалах деятельности Коминформбюро, Управления пропаганды и агитации и Исследовательского центра по вопросам русской политики и Центра советских и восточноевропейских исследований при Гарварде в США. Автор находит немало параллелей в идеологических концепциях прошлого и современности. Так, «массовая американская пресса трактовала любые действия советского правительства как порожденные неуемным желанием расширения коммунистической сферы влияния и жаждой всеобщей власти». Достоинство работы в умелом подборе показательных примеров – газетных публикаций, профессиональном комментарии, анализе идеологем, воздействующих на аудиторию, как с одной стороны, так и с другой, в точном восстановлении логики событий начала холодной войны, обозначении реперных точек в информационных потоках на разных этапах противостояния. Автору удалось показать политику двойных стандартов при освещении одинаковых политических решений, предпринятых странами Запада и СССР. Стиль работы строго научный. Фактические ошибки отсутствуют. В процессе исследования получены результаты и сделаны выводы, имеющие теоретическое и практическое значение. Методы исследования (сравнительный анализ и контент-анализ) релевантны. Содержание изложено последовательно. Замечания касаются оформления сносок. Не везде указаны страницы, на которые ссылается автор. Работа значительно выиграла, если бы автор, наряду с использованными источниками, обратился к новым трудам специалистов в области психологии журналистики и массовой коммуникации, например таким, как Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества (М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003), Олешко В.Ф. Психология журналистики (М: Юрайт, 2016); Виноградова С.М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации (М.:Юрайт, 2025); Ерофеева Психология медиатекста (Чита, ЗабГУ, 2015), в которых описаны приемы и способы воздействия на аудиторию, в том числе на основе анализа исторического материала. При успешной публичной защите выпускная квалификационная работа Мельник А.Д. может быть высоко оценена. Автор заслуживает присуждения степени бакалавр. профессор кафедры периодической печати СПбГУ, доктор политических наук Мельник Г.С.