Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры основной образовательной программы 39.04.01 «Социология» Санкт-Петербургского государственного университета Цимбалюк Ольги Сергеевны на тему: «Социально – педагогические технологии развития критического мышления в современной школе» Представленная О.С.Цимбалюк квалификационная работа представляет собой теоретико-аналитическое и эмпирическое исследование, которое посвящено анализу специфики современного образования и роли в его реализации технологий критического мышления, необходимость которых автор ВКР связывает с позитивно-критическим отношением к информации, циркулируемой в сфере образования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения из гайдов интервью и анкеты. Во введении автор квалифицированно и обстоятельно обозначает актуальность проблемы, цели и задачи своей работы, а также объект, предмет, гипотезу, методы и теоретико-методологическую базу своего исследования, которую составляют теория конфликта, критическая социология образования, феноменологический подход, теория Энтони Гидденса, а также идея директора института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Е.А.Казаковой о персонализированной модели образования. Первая глава работы, как того и требует логика, посвящена обстоятельному рассмотрению специфики развития современного образования, его ядра – педагогических технологий и особенно развития и внедрения в образование технологий критического мышления. Во второй главе автор собирает, анализирует и описывает информацию об осведомлённости учителей о технологиях критического мышления, об основных особенностях их внедрения в современной школе. Для сбора необходимой информации О.С.Цимбалюк использует интервьюирование и онлайн-опрос. Использование именно этих методов позволило автору показать, что реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта о развитии критического мышления в школе выполняются не в полной мере. В школе все еще преобладают традиционные формы обучения, поэтому стихийное внедрение технологий развития критического мышления не может быть успешным, требуются существенные изменения и трансформации всей системы образования. Выпускную квалификационную работу О.С.Цимбалюк отличает творческий подход как к анализу теоретического материала, так и проведению эмпирического исследования, работа вполне логична, подготовлена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Среди достоинств работы особо стоит отметить эмпирическое исследование, проведенное автором, и описание его результатов. Предлагаемые по результатам исследования практические рекомендации отличают данную работу от ряда других, так как являются теоретически и практически обоснованными и прикладными. Учитывая творческие достижения автора (3 публикации), ее интеллектуальный потенциал, хорошую теоретическую эрудицию, несомненную актуальность темы исследования, следует пожелать О.С.Цимбалюк продолжить исследование заявленной в ВКР темы в аспирантуре. Научный руководитель: Кандидат философских наук, доцент Пашков Михаил Владимирович 22.05.2023