Выпускная квалификационная работа написана на новую и актуальную тему. Образование в интересах устойчивого развития, по мнению большинства международных экспертов, является одним из приоритетных направлений деятельности мирового сообщества, что было отмечено в 2002 году на саммите ООН проходившем в Йоханнесбурге и в 2012 году на Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20». И как было отмечено экспертами, реализация Образования для устойчивого развития ВУЗами невозможна без преобразования на путь устойчивого развития самих образовательных учреждений. ВУЗ устойчивого развития – это образовательное учреждение, реализующее на практике принципы и стандарты устойчивого развития в собственном развитии, и применяющее эти принципы в процессе различного рода экспертной деятельности на территориях. Процесс формирования в ВУЗах новой стратегии устойчивого развития является на сегодня сложной и многоаспектной задачей, суть которой – конструктивное и комплексное применение образовательного, научного и практического экспертного потенциала в развитии территорий различного уровня организации и масштаба. Поиску новых подходов в реализации этой задачи и была посвящена работа Евтешиной А.М. Автором работы достаточно полно проанализирована ситуация в вузах относительно применения принципов устойчивого развития. Качественно решены задачи исследования: анализ основных стратегий развития вузов, выявление ключевых тенденций; адаптация стратегий развития вуза в соответствии с концепцией устойчивого развития (на примере СПБГУ); разработка инструментов, способствующих переходу вуза к устойчивому развитию и функционированию; внедрение инструментов УР и элементов системы экологического менеджмента в стратегию развития вуза на примере СПбГУ; адаптация индикаторов эффективности внедрения элементов устойчивого развития. Приведенные в работе принципы и основы стратегии устойчивого развития вуза являются результатом самостоятельной практической деятельности автора на базе Санкт-Петербургского государственного университета, что является несомненным достоинством данной работы. Содержание работы в полной мере соответствует заявленной теме и названию ВКР. Использование автором методик активации и реализации принципов устойчивого развития территорий на примере вуза показывают высокий практический и теоретический уровень подготовки автора. Разработанные шаги по реализации устойчивого развития вуза не только научно обоснованы, но и практически реализованы в виде конкретных мероприятий студентов и Администрации СПбГУ и разработкой проекта Экологической политики вуза. В этом научная новизна и высокая практичность результатов исследования автора. Автором достигнута основная цель выпускной квалификационной работы – выявлены, проанализированы и апробированы элементы стратегии устойчивого развития на примере образовательного учреждения. Выводы в выпускной квалификационной работе доступно изложены, убедительны и опираются на полученные результаты работы. Выпускная квалификационная работа имеет несомненное практическое значение. Сама работа, а так же результаты всех исследований автора и поэтапная программа устойчивого развития, предполагающая сочетание социальных, экологических, экономических и управленческих аспектов деятельности университета, вызывают практический интерес дальнейшего методического и научного исследования и внедрения в практику формирования стратегии образовательного учреждения. Отмеченные недостатки работы: В качестве замечания, не снижающего в целом качества работы, следует отметить не полно развернутые выводы работы – автором наработано и исследовано намного больше, чем представлено в выводах. Следует отметить некоторое затруднение в восприятии текста работы, ощущается нехватка схематических и табличных форм отображения результатов работы. Заключение рецензента: Выпускная квалификационная работа в целом выполнена на хорошем профессиональном уровне с учетом всех требований. Выпускная квалификационная работа заслуживает отличной оценки, а ее автор Евтешина Антонина Михайловна, прошедшая обучение по образовательной программе бакалавриата СВ.5024.2012 «Экология и природопользование», достойна присвоения степени. Рецензент: Ермаков Дмитрий Сергеевич