Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Дарьи Сергеевны Соколовой «Проблемы современной антиутопии (повесть «Без пятнадцати начало»)» Над своей выпускной квалификационной работой (говоря по старинке, магистерской диссертацией) Дарья Сергеевна Соколова работала самостоятельно (при этом поддерживая необходимую связь с научным руководителем). Как принято в работах данного направления, текст состоит из художественного произведения, написанного самой Дарьей Сергеевной, комментариев к нему и теоретического рассуждения, касающегося ключевых творческих и теоретико-литературных проблем, имеющих отношение к произведению. Дарья Сергеевна предпочла посвятить теоретическое произведение жанру антиутопии. Мне антиутопический пласт повести «Без пятнадцати начало» не кажется самым оригинальным и интересным в этом произведении, но, во-первых, следует отметить, что рассуждение оформлено в целом хорошо и увлекательно, а, во-вторых, именно эта проблематика наиболее подходит для теоретического введения. Со своей стороны, я бы выделил в повести следующие черты. Прежде всего это хронологическая композиция повествования. В такой форме она используется не впервые, но возможности очень далеки от исчерпания: перестав быть яркой инновацией, она продолжает существовать как законное и весьма перспективное художественное средство («Мирсконцв» В.Хлебникова, «Возвращение к истокам» А.Карпентьера, «Рэй задним ходом» Д.Уоллеса, фильмы Г.Ноэ «Необратимость» и К.Нолана «Мементо»...). Заметим, что важность этой особенности подчеркнута ее вынесением в название повести. Далее, это использование, в качестве одного из формирующих смыслы повести подтекстов суфийской поэмы Аттара «Язык птиц» (автор работы ссылается на издание, в котором заголовок переведен как «Логика птиц»). Такой выбор редок в современной русской прозе и довольно удачен. По отдельным штрихам можно предположить, что Дарья Сергеевна знает вариант этой истории, оставленный Алишером Навои, а также беглые, но содержательные ссылки на «Язык птиц» у Борхеса. Наконец, это слог. Повесть современна еще и в том смысле, что написана преимущественно недлинными, простыми предложениями, частыми, невыисканными словами, с сознательным использованием неуклюжих конструкций, имитирующих внутреннюю речь рассказчика («закопал ее под землю»). На этом фоне языковые сдвиги и нарушения в отмеченных местах кажутся особенно приметными, выделенными. Графические средства оформления текста использованы скупо, но примечательно, как бы подтверждая роль шрифтовых выделений в современной прозе (что, в свою очередь, отсылает к наличию нескольких пластов и важности переключений между ними). Выпускная квалификационная работа Дарьи Сергеевны Соколовой соответствует предъявляемым требованиям и, на мой пристрастный взгляд научного руководителя, заслуживает высокой оценки. Доцент СПбГУ Федор Никитич Двинятин