Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе Анны Эдуардовны Иевлевой Античный миф в современной литературе (цикл «Мифологические рассказы»). Уровень образования: магистратура. Направление 45.04.01 «Филология» Основная образовательная программа ВМ.5858. «Литературное творчество» ВКР Анны Эдуардовны Иевлевой представляет собой самостоятельный научно-творческий проект. В первой части убедительно обосновываются филологические аспекты мифологической прозы, а также те художественные решения, к которым прибегает Анна Эдуардовна, разрабатывая мифологическую поэтику. Вторая часть работы представляет собой сборник рассказов, где Анна Эдуардовна пытается решить и решает поставленные задачи. У Анны Эдурадовны Иевлевой достаточно много литературных предшественников, начиная с античности и классицизма и заканчивая относительно современными постмодернистскими решениями, к которыми прибегают литераторы поколения Джона Барта. Сами тексты представляют собой современные трактовки известных античных мифов и сюжетов, где действуют греческие боги, полубоги и герои. Анна Эдуардовна прибегает к самым разным способам репрезентации мифа. Первые тексты, где фигурируют Каллисто, Артемида, Зевс, Нарцисс, Эхо – своего рода вызов модернистским интерпретациям. Модернисты, Джойс, Элиот, Томас Манн радикально препарируют реальность мифа, относясь к нему как к тексту, созданному по определенным правилам и имеющим ритуальные основания. Усиливая аналитические стратегии, модернисты фактические разрушают тайны мифа, сводя его к игре знаков. В тоже время Анна Эдурадовна стремится эту тайну сохранить. Она старается стилизовать свою художественную речь с тем, чтобы читатель ощутил скрытую в нем силу и магию. И здесь она прибегает к технике экфразиса, подобно представителям парнасской школы, предъявляя не столько сам миф, сколько его визуальную сторону, нарративизируя картины с мифологическими сюжетами кисти известных европейских мастеров. Исчерпав эту стратегию, она обращается к циклу мифов об Атридах и знаменитому сюжету покорения Трои. Здесь ее метод несколько меняется и больше напоминает ту игру, которую затевали в своих мифологических текстах Андре Жид и Джон Барт. Реальность мифа в данном случае оказывается все же текстом, сочиненным по правилам в соответствии с чьими-то политическими интересами. Она проводит своего род детективное расследования, предлагая читателю довольно увлекательные, динамичные версии того, что происходило в мифе на самом деле. В результате возникает очевидная перекличка с современностью. Боги, полубоги, герои в ее реальности действуют, руководимые теми инстинктами, которые присущи современным людям. Мотивировки их поступков, мыслей и решений оказываются совершенно иными, не такими, какими они до нас дошли в своих классических версиях. Особенно в этом плане интересен сюжет похищения Елены Прекрасной и троянской войны. В результате мы получаем довольно интересные образы известных античных героев, которые расходятся с образами, которые предъявил нам Гомер и знаменитые греческие трагики. Важно и то, что выстроенная Анной Эдурадовной реальность выглядит абсолютно достоверной, мотивированной и, что существеннее, правдоподобной. Работа мне, как научному руководителю, представляется выполненной крайне добросовестно. Она отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерской ВКР по программе “Литературное творчество”, направление Филология. Рекомендуемая оценка – отлично. К.ф.н., проф.СПбГУ А.А.Аствацатуров