ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе бакалавра студентки IV курса Кафедры тюркской филологии Дюриной Юлии Михайловны «Категория залога в современном турецком языке» Работа Ю.М. Дюриной посвящена достаточно актуальной теме, а именно категории залога в современном турецком языке. Студентка ставит своей целью рассмотрение форм, входящих в данную категорию с функционально-семантической точки зрения на основании анализа речевого материала современных литературных источников. Среди более узких задач: уточнение состава категории, критический обзор существующих в современной лингвистике интерпретаций понятия залог, исследование залоговых форм современного турецкого языка с точки зрения смыслов, передаваемых данными формами в речи, а также попытка обобщить полученные сведения и сформулировать значения отдельных залоговых форм. Работа Ю.М. Дюриной состоит из предисловия, введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы (34 наименования). Объем работы - 46 страниц. В предисловии студентка формулирует цели и задачи работы, а также дает обоснование актуальности выбранной темы исследования. Введение посвящено формулировке определений основных терминов, используемых в работе, включая такие фундаментальные понятия как мышление, язык и речь, значение и смысл, лексемообразование и словоизменение, грамматическая форма и категория. При работе над данным разделом студенткой был в достаточной мере освоен понятийно-терминологический аппарат функционально-семантического подхода к языку, все приведенные понятия в дальнейшем осознанно и последовательно использованы в работе. Первая глава работы представляет собой достаточно ценный критический обзор существующих в современной лингвистической науке взглядов на интерпретацию понятия залог, как с позиций общей лингвистики, так и тюркологии. В работе изложены точки зрения, представленные в работах А.А. Холодовича, И.А. Мельчука, Я.Г. Тестельца, А.Д. Бондарко, а также многих исследователей-тюркологов. Следующие четыре главы работы посвящены рассмотрению отдельных залоговых форм турецкого языка. В заключении подводятся итоги проделанной работы. В целом работа студентки Ю.М. Дюриной имеет четкую структуру, к ее положительным сторонам следует отнести логическую выстроенность материала, последовательность изложения, точность формулировок. Что касается работы над выпускным квалификационным сочинением, то здесь нужно отметить проявленную студенткой самостоятельность, как в выборе темы, так и на всех этапах работы. При этом студентка достаточно регулярно и своевременно обращалась за консультациями, с готовностью прислушивалась к рекомендациям научного руководителя. Как исследователь, Ю.М. Дюрина весьма внимательна и последовательна, она глубоко проникает в рассматриваемый вопрос, делает интересные выводы и наблюдения. К сожалению, активная работа началась только во втором семестре, что, возможно, не позволило студентке до конца раскрыть свой исследовательский потенциал и довести до совершенства оформление работы. В частности, в лингвистическом исследовании подобного рода желательно делать морфемный разбор (глоссирование) приводимых примеров. Тем не менее, работа над выпускным сочинением была завершена в установленные сроки, а конечный результат представляет собой цельное законченное исследование, которое, с точки зрения научного руководителя, отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и может быть оценено положительно. ассистент Кафедры тюркской филологии СПбГУ, к.ф.н. Н.А. Матушкина 04.06.2016